Эксперименты, путешествия и немного классики на «Аргонавтах»-2016

Одна из традиций «Аргонавтов» — это просмотры работ, прошедших в шорт-лист. Довольно неформальное обсуждение, где конкурсанты могут посмотреть проекты друг друга и услышать мнение членов жюри. По направлению «Тележурналистика» в шорт-лист попали 13 работ, свою оценку им дал Павел Головкин, новосибирский режиссёр-документалист, лауреат премии ТЭФИ, основатель кинокомпании «Аалвэ».

Проекты, которые в этом году претендуют на призовые места, весьма разнообразны: участники представили и документальные короткометражки, и полноценные телепрограммы, и портретные очерки, в списке есть даже работа в жанре тревел-журналистики. Сюжет в стиле «Один день в…» посвящён норвежскому городу Тронхейму, его Павел Головкин отметил особо:

— Авторов можно похвалить за то, что они единственные сделали международную штуку – и это очень круто! Сейчас в нашем мире всё так переплетено, что людям следовало бы как можно раньше начать ездить в другие страны, смотреть мир, а журналисты тем более в силу своей профессии могут делать что-то, чтобы объединять людей.

В конкурсе участвуют студенты разных «весовых категорий»: от третьекурсников до магистрантов. Несколько документальных фильмов были сняты именно магистрантами факультета журналистики НГУ первого и второго года; работы посвящены преподавателям университета, Замире Ибрагимовой и Павлу Бородину.

— «Дыхание времени», фильм о Замире Мирзовне, — это, безусловно, зрелая работа, не студенческая. Знаете, есть тонкая грань между ностальгией и пылью. Этот фильм получился как раз не пыльный. Героиня – самая настоящая французская бабушка, она вполне могла бы жить в Париже, такая изящная леди получилась. Насчёт «Эволюции как факт автобиографии» могу отметить прекрасный выбор героя – Павел Бородин, бесспорно, один из ярких и парадоксально мыслящих людей в НГУ. Спасибо авторам за эксперимент с анимацией. Такие вещи очень сложные, люди специально учатся им по нескольку лет во ВГИКе, например. Не всегда получается с первого раза, но ребята молодцы, что попробовали.

Две студенческие телепрограммы, участвовавшие в просмотре, отличаются по стилистике, тематике и сверхзадаче. Но тем не менее, у них есть кое-что общее: корень «арт» в названии. Программу «Арт-городок» сняли третьекурсники ФЖ НГУ, образовательный проект «Артефакт» привезли студенты факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ. В новосибирской работе Павел Головкин отметил смелость эксперимента и смешение «жанра старого доброго художественного вещания и современного языка». Омичей похвалили, в частности, за органичного и перспективного ведущего. «Он на просмотр приехать не смог, но передайте, что ему совершенно точно надо развиваться в этом направлении!», — посоветовал режиссёр.

В шорт-лист прошли несколько спецпроектов видеостудии НГУ, «NSU LIFE». Как заметил Павел Головкин, который не первый год оценивает работы «Аргонавтов», этот конкурс отличается от предыдущих именно появлением «NSU LIFE» и её особой единой стилистики, которая выросла из новосибирского корпоративного кино. Проекты «Афиша» и «NSU SPORT» понравились режиссёру за то, что «это смешно, но здесь нет дурного КВНа. Каким-то образом вам удалось его избежать. Кроме этого, здесь очень современная операторская работа и динамичный монтаж».

Фильм «Дом», снятый четверокурсницами ФЖ, Павел Головкин назвал самой сильной эмоциональной работой. «Есть особый талант — разговаривать. Нас окружают обычные люди, не короли, не президенты, и с ними нужно уметь поговорить. Если у вас есть этот талант, считайте, вы уже выиграли. Тогда получаются такие вещи, которые смотришь – и не думаешь о том, как это сделано». Завершила показ документальный короткометражка «Скала спасения»:

— Хочу сказать спасибо автором этого фильма за то, что они сохраняют классический стиль изложения документального кино. Если вы будете двигаться в этом направлении, то попадёте прямиком в кинематограф.

Ксения Луговская