Факультет естественных наук состоит из двух отделений, соответствующих двум направлениям подготовки, – химии и биологии. Причём, обязательные летние практики есть только у студентов-биологов и химиков, специализирующихся на кафедре химии окружающей среды.
Полевая практика у студентов биологического отделения проходит на первом и втором курсе, после окончания всех занятий и сессии – с первой декады июня по первую декаду июля. Почти каждое лето есть возможность прикрепления нескольких биологов к длительным экспедициям институтов СО РАН и НГУ, работающим в разных уголках нашей страны.
О том, что представляет собой летняя практика на факультете естественных наук, нам рассказали сотрудники кафедры общей биологии и экологии Михаил Георгиевич Сергеев и Александр Геннадьевич Бугров.
Александр Геннадьевич Бугров, профессор кафедры общей биологии и экологии: «Если сравнить наш учебный план с другими классическими университетами (Московский, Санкт-Петербургский, Казанский, Томский...), можно увидеть одну очень интересную особенность: у нас на классические предметы, такие как ботаника, зоология беспозвоночных, энтомология, отводится гораздо меньше времени. Конечно, преподаватели с кафедры общей биологии и экологии хотят поднять уровень подготовки студентов в науке и классическом образовании, и летняя практика как раз даёт такую возможность».
Михаил Георгиевич Сергеев, заведующий кафедрой общей биологии и экологии: «На мой взгляд, практика – это очень важное событие в жизни студентов.
Во-первых, это неотъемлемая часть образовательного процесса. Студенты, по сути дела, получают возможность посмотреть, потрогать, поизучать биологические объекты живыми, в природе – во время практических занятий это часто не получается (обычно приходится работать с препаратами). Кроме того, студенты знакомятся с разными типами экосистем, то есть получают комплексное, синергетическое, представление о мире.
Вторая очень важная компонента – исследовательская, потому что мы на летней практике у студентов первого курса, как правило, ставим небольшие, но самостоятельные исследовательские задачи. И многие ребята таким образом получают первый опыт научной работы, а потом по материалам самостоятельных исследований не только готовятся к курсовой работе, но и могут представить свои доклады на студенческой конференции. Некоторые даже продолжают свои исследования и не только защищают диплом, но и поступают в аспирантуру в академический институт или университет. Всё это сказывается на будущей судьбе наших студентов.
И, наконец, есть ещё один очень важный компонент – социальный. Не секрет, что наш мир сейчас во многом более индивидуализированный, чем, допустим, лет двадцать-тридцать тому назад. Когда студенты работают на практике, они в любом случае находятся в какой-то группе и должны как-то общаться, решать совместные задачи. А когда они куда-то выезжают далеко, то им уже приходится тесно взаимодействовать, потому что на месте надо поставить лагерь, поддерживать его, организовать питание, нарубить дров, кашу сварить и так далее. Такое установление социальных контактов очень полезно».
.jpg)
Группа биологов на практике по ботанике в скалистом районе Чуйской степи
Александр Геннадьевич Бугров: «На первый взгляд, формально, для практики ставятся очень простые цели и задачи. Это, прежде всего, закрепление того материала, который студенты получили в курсах по зоологии, по ботанике и по экологии. Конечно, неформальная, вернее сказать, неформализованная цель – расширение кругозора. И это крайне необходимо для того, чтобы студенты видели, как всё происходит в биогеоценозе: как растения начинают создавать первичную продукцию, как она затем трансформируется под воздействием различных видов беспозвоночных и позвоночных животных.
Идея летних практик с давних времён была поддержана администрацией университета. Первым, кого хотелось бы вспомнить, был Игорь Васильевич Стебаев, который долгое время преподавал на кафедре общей биологии и экологии. Его уже нет с нами. Но трепетное и серьёзное отношение к практике осталось. Мы стараемся при малейшей возможности расширять кругозор студентов, в том числе, и во время летних практик, стараясь проводить их в разных типах биоценозов в разных ландшафтных зонах нашей страны (а в былые времена – и республиках СССР).
Например, зоология беспозвоночных – это изучение различных существ, значительная доля которых обитает в море. Студентам просто необходимо ознакомиться со структурой населения такого типа биоценоза. Кроме того, нужен материал для практических работ в семестре. То есть помимо учебных задач важно и пополнение учебного фонда коллекций животных и растений, потому что многие препараты очень дорогие. Казалось бы, университет действительно тратит большие деньги на организацию и проведение практики, но пока никто не посчитал ту экономию, которая достигается благодаря пополнению учебных фондов во время летней практики.
Допустим, заканчивается материал для проведения курса зоологии, практикума по зоологии беспозвоночных, – нет морских звёзд. Во всех стандартах прописано, что нужно изучить внутреннее и внешнее строение звезды. Покупать – очень дорого, поэтому мы периодически проводим выездную морскую практику. Поддерживает нас в этом администрация университета, мы договариваемся с коллегами, которые тоже с пониманием к этому относятся. В позапрошлом году мы были на Японском море, на стационаре Тихоокеанского института биоорганической химии (Владивосток – прим.) в бухте Идол. Нам не только позволили разбить палаточный лагерь на этой территории, но и очень помогли при разборе проб, предоставив для этого лаборатории биостанции. Конечно, студенты увидели морскую фауну и познакомились с жизнью морских обитателей. Когда мы прилетели во Владивосток и доехали до базы, я спросил ребят: «Кто ни разу не был на море?». Из группы в двенадцать человек более половины подняли руки. Мы в курсе зоологии беспозвоночных рассказываем обо всех морских обитателях, а студенты зачастую воспринимают это абстрактно. Совмещение теории и практики, конечно, даёт очень позитивный дидактический эффект».
Михаил Георгиевич Сергеев: «Часть практики обычно проходит на базе НГУ, но мы, естественно, не ограничиваемся только ближайшими окрестностями университета и Городка. Мы выезжаем на Буготакские сопки, в Караканский бор, студенты знакомятся с разными ландшафтами в районе Новосибирска. Хотя мы всё-таки стараемся, если есть достаточное финансирование, по крайней мере, часть студентов куда-то вывезти. Например, в этом году одна подгруппа съездила в Центральный и Юго-Восточный Алтай, и ещё три подгруппы были в южной части Хакасии.
Студенты второго курса поработали на Карасукском научном стационаре Института систематики и экологии животных СО РАН, смотрели там птиц, млекопитающих, то есть знакомились с миром позвоночных. Тем более, там сейчас есть небольшая экспериментальная база Новосибирского зоопарка, где разводят некоторые редкие виды птиц.
В прошлом году, например, одна подгруппа съездила на Байкал, несколько лет тому назад удалось свозить студентов на Японское море и пособирать там различных морских обитателей. Естественно, такие поездки могут организовываться не только при достаточном финансировании, но и при наличии какой-то хорошей базы, хороших взаимоотношений с нашими коллегами – в Новосибирске это Институт систематики и экологии животных, Центральный сибирский ботанический сад, Институт почвоведения и агрохимии; Лимнологический институт на Байкале, институты Дальневосточного отделения Российской академии наук».

Часть биологов,проходивших летнюю практику в Чуйской степи
Александр Геннадьевич Бугров: «В ходе летней практики мы реализуем запланированный курс по знакомству с фауной и флорой различных биоценозов. Стационара у нас нет. Более того, мы даже лет десять тому назад отказались от стационара в селе Черга в Алтайском крае. Его трудно поддерживать, место – большое село – не очень подходит для проведения практики. Хотя свой хороший стационар иметь хотелось бы, например, такой, как у геологов – полигон «Шира».
Сначала студенты неформально разбиваются на подгруппы, а потом просто, чтобы не было переполнения, между группами происходит обмен по интересам. Есть ещё один нюанс – кому-то по медицинским показаниям нельзя проходить практику, даже, например, как бы парадоксально это ни звучало, в Академгородке. Ребята здесь живут, ходят каждый день в магазин через лес, но на практику им нельзя, например, из-за клещей (у них отвод от прививки). Это решается организационно: самая маленькая проблема – так разделить группы, чтобы максимально удовлетворить студенческие интересы. Каждый раз какая-то часть студентов выезжает на практику, а какая-то – проходит практику в Академгородке.
И студенты, которые никуда не уезжают, остаются здесь, делают для себя открытие, что, оказывается, вокруг биоценозы тоже наполнены живностью. Главное – уметь выявить это разнообразие. Мы выходим, например, на реку Зырянку: закладываем небольшой ландшафтный профиль от нижней террасы реки до водораздела, где делаем учёты различных беспозвоночных. Это даёт возможность показать студентам, что и животные, и растения неравномерно населяют ландшафт, и всё это связано с системой увлажнения: в пойме одно, чуть повыше – другое.
Ещё одна задача практики – это знакомство с методиками выявления тех или иных групп растений и животных в биоценозах. Сейчас в науке такая тенденция, что студенты чаще ориентированы на изучение молекулярных аспектов живого, а вот грамотно поймать мышку или ногохвостку у нас, к сожалению, может далеко не каждый.
К тому же у практики, проводимой на базе Академгородка, есть свои плюсы. Здесь есть возможность более детально обработать материал. Особенно это касается практики по зоологии беспозвоночных да и ботаники тоже.
Кажется, что растения более-менее можно идентифицировать, но надёжно отличить один вид от другого, на самом деле, можно зачастую только на основе знания мелких, незаметных признаков, по тому, например, как срослись у них тычиночные нити. Или, скажем, есть или отсутствует щетинка на наружной бороздке челюсти у жука жужелицы... Чтобы это посмотреть, нужна техника. В поле это сделать сложнее, хотя мы всегда с собой берём микроскопы и всё, что необходимо для предварительного анализа. Ещё более детально мы потом работаем в семестре.
Уже давно, лет десять-пятнадцать назад, в учебный план третьего семестра включена так называемая курсовая работа по общей биологии. Это как раз и есть более детальное решение какой-то актуальной задачи, которая прояснилась в рамках проведения практики.
Иногда студенты сами бывают инициаторами той или иной темы. Например, одна наша студентка с детства любит паучков. И, когда мы овладели методами, она собрала материал для своей будущей курсовой работы во время своей летней практики. Поехала домой, в Подмосковье, и тоже взяла с собой сачок...».
Михаил Георгиевич Сергеев: «У студентов от летних практик масса новых впечатлений, они получают новый опыт, который важен не только в жизни, но и для определения того, куда человек дальше пойдёт, чем он будет заниматься».
Александр Геннадьевич Бугров: «Летняя практика как раз и обладает таким эффектом – определяет направление будущей специальности: или студент будет заниматься полевой экологией, или экспериментальной, или зоологией, или ботаникой, или молекулярной биологией. Но, в любом случае, он будет связан с живой природой.
Практика даёт представление о том, что такое современная наука. Но, на мой взгляд, если её сконцентрировать на какой-нибудь определённой научной теме, это может иметь негативный образовательный эффект. Актуальную научную задачу невозможно выполнить за две недели. Чтобы не было подобных иллюзий, лучше провести «школярскую», классическую практику – студент должен, прежде всего, знать о разнообразии животных и растений в том месте, где он проходит свою практику».
Иван Фролов, студент четвёртого курса факультета естественных наук:
«Летняя практика студента-биолога является, наверное, самым ожидаемым событием студенческой жизни первого, в особенности, и второго курса. После первого курса проходит две практики: по зоологии беспозвоночных (которая, по сути, превращается в практику по энтомологии – науки о насекомых) и по высшим растениям.
Практика длится примерно 11-12 дней плюс пара дней на оформление отчёта – этого времени достаточно для того, чтобы исследовать близлежащие участки дикой природы, собрать необходимую коллекцию беспозвоночных или гербарий и оформить отчёт, содержащий подробные сведения о месте проведения практики, погодных условиях, местах сбора материала и видового состава обитателей.
После первого курса мне удалось побывать сразу на двух выездных практиках.
.jpg)
Горы – интересное и удобное место проведения летней практики
Первая была в Горном Алтае в Курайской степи, именно это место преподаватели выбрали из-за особенностей флоры и фауны. Красивые виды гор, свежий ветер и эндемичные (свойственные определённой географической местности – прим.) растения и животные – это то, что воодушевляет юного учёного.
У нас был прекрасный преподаватель, который, наверное, понимал, что не стоит загружать отдыхающих после сессии студентов, и позволял нам отдыхать чуть больше положенного. Здесь мы ловили сачком летающих насекомых, в горных ручьях собирали придонных обитателей специальным скребком, ловили в специальные ловчие цилиндры напочвенных обитателей и также узнали, кто обитает в верхних слоях почвы.

Небольшой отдых после сбора беспозвоночных. На фото – студенты-первокурсники и преподаватель Александр Геннадьевич Бугров (справа)

Привал во время подъёма на горный склон
Самым длинным переходом был подъем на отроги Северо-Чуйского хребта, добравшись до снежного покрова, мы с ребятами делали импровизированное мороженое из сгущенки и чистого горного снега.
.jpg)
Обратный путь: вереница уставших студентов растягивается на десятки метров, а фотограф отстаёт больше всех
Вторая моя практика проходила на реке Иртыш в Омской области. Это место кардинально отличается от Алтая: здесь равнина – насколько хватает взгляда, до горизонта может не быть ни одного холмика. В том месте мы собирали гербарную коллекцию. Причём, в тех местах есть растение, из которого делают напиток тархун, – полынь Эстрагон или Тархун. Она заменяла нам в жаркие дни газировку – мы заваривали её в воде.

Экскурсия на солончак в Омской области. На фото – студенты и преподаватель Александр Михайлович Бывальцев
Третья моя практика состоялась уже после второго курса. Она проходила на севере нашей области в природной зоне подтайги. Я был на биостационаре вдвоём с учёным. Он изучает динамику численности грызунов (таких, как водяная полёвка, полёвка-экономка) и, кроме этого, занимается экофизиологией – влиянием физиологических параметров на успешность размножения. Моя работа состояла в том, что, кроме обзора местной фауны позвоночных животных (это и есть цель практики), я ещё ловил полёвок и ставил их в условия поведенческого теста. Место проведения практики – отдалённое: там в речке течёт чистейшая вода (выше по течению нет ни городов, ни деревень), и очень много гнуса.

Горностай, попавшийся в ловушку-живоловку, не сразу убежал: ему было интересно, кто мы такие

В ходе летней практики и такой, казалось бы, обыкновенный обитель леса, как обыкновенный ёж, становится объектом пристального изучения
Потом я уже стал самостоятельно организовывать себе продолжение летней практики. Ещё весной я подал заявку на участие в международной экспедиции, изучающей снежного барса (ирбиса) и других животных Горного Алтая. Эта экспедиция учреждена международным non-profit фондом, штаб-квартира которого находится в Германии.
Таким образом, большую часть июля я провёл на границе с Монголией (Кош-Агачский район) в удивительном крае. Так как люди там почти не живут, животные совсем не боятся человека: мне легко удалось подкрасться почти вплотную к лисе и зайцу. В ходе экспедиции мы нашли следы снежного барса, хотя в фотоловушках, что мы ставили на хребтах, он ещё не попался (может, в этом году экспедиция достигла большего успеха). Экспедиция собрала экотуристов со всего мира: с Австралии и Шотландии, Германии и Швейцарии, США, Ливана. Официальным языком был английский, однако можно было попрактиковаться и в других.

Вид на долину с горы Сайлюгем (3505 метров)

Небольшой снегопад и пронизывающий ветер не уменьшают радости от покорения хоть и небольшой, но новой вершины.

Рядом с озером, что изображено выше, на высоте примерно 3000 метров над уровнем моря, на меня выскочил заяц-русак, встреча была неожиданной для нас обоих, он совсем меня не боялся и позволил подойти совсем близко – он наверняка видел человека впервые
После третьего курса у студента ФЕН уже нет обязательной практики, однако, если она предусмотрена индивидуальным планом, то она должна состояться. В настоящие дни именно этим я занимаюсь. Я с моим руководителем совершаю утренние выезды на учёты птиц вблизи 15-км зоны наших аэропортов. Цель его (пока ещё не моих) исследований – обеспечение информацией о сезонных изменениях численности администрации аэропорта и предсказание наиболее опасных для полётов часов. Моя же цель – ознакомление с методикой маршрутного учёта птиц. Приходится рано вставать и далеко ходить. Кроме того, учёт птиц – очень сложное занятие, хочется иметь лишние пары рук и глаз.

Чёрный коршун парит в поисках добычи
В целом, на мой взгляд, практика является важной частью обучения, и позволяет использовать полученные в ходе теоретических курсов знания на практике, учиться ими пользоваться. Летняя практика позволяет взглянуть на окружающий мир под присмотром опытных учёных, подмечающих особенности природы, которые, в одиночку и не имея опыта, сам не заметишь. Часто, путешествуя не обязательно с учебными целями, я беру с собой фотоаппарат и делаю снимки природы, фауны и флоры. Так, за несколько лет активной полевой жизни у меня собралась большая коллекция интересных снимков. Я благодарен родному университету за возможность путешествовать. Летняя практика остаётся в моей памяти лучшим воспоминанием первых курсов»
Подготовила Анастасия Грасмик
Фото: Иван Фролов