Исследование социальных неравенств в оптике нарративной идентичности

«Журнал исследований социальной политики», 2015, № 2 включает материалы конференции Санкт-Петербургской ассоциации социологов «Формы неравенства и сопротивление исключению: динамика социальных изменений в современном обществе» (март, 2014). В выпуске опубликована статья Ольги Ечевской «Жизненные истории и жизненные возможности: исследование социальных неравенств в оптике нарративной идентичности».

Ечевская О. Жизненные истории и жизненные возможности: исследование социальных неравенств в оптике нарративной идентичности // Журнал исследований социальной политики. 2015. № 2. С. 195-210.

В статье рассматриваются истории людей, работавших в 1970–1990-х гг.на градообразующих предприятиях промышленного города в Западной Сибири, переживших кризис этих предприятий в 1990-е гг. На данных полуформализованных интервью с бывшими работниками заводов анализируется, как «разорванные биографии» собираются в связные, непрерывные во времени истории жизни, и как формирующиеся нарративные идентичности (в терминологии П. Рикера) задают горизонт воспринимаемых жизненных возможностей сегодня. Рассмотрены два контрастных примера формирования нарративной идентичности: как принадлежность к сообществу и как этическое постоянство. Артикулируемые представления о себе и собственных возможностях индивидуализированы, обращены в прошлое (либо не содержат «конструктивной повестки» в настоящем и перспектив на будущее) и работают на закрепление существующих неравенств, чем на их преодоление.

«…критическое событие – падение градообразующих предприятий – разрушая привычный и понятный мир, нарушает непрерывность idem; вместе с поиском стратегий выживания или новых сфер приложения труда, запускается процесс дискурсивной работы по управлению собственной биографией. Рассказы людей о себе – это истории о том, какой они видят сложившуюся систему общественных отношений, и как (пере)определяют свое место в ней; порядок и последовательность отобранных для рассказа событий направляют общую логику организации истории, и предполагают определенную идею целостности субъекта (кто я, кем я был, кем я стал и почему так получилось) в рамках нарративной идентичности.

Анализируя сюжеты рассказанных историй бывших работников заводов, мы выделили следующие основания, вокруг которых выстраиваются нарративные идентичности. Во-первых, это принадлежность (к группе или заводскому сообществу: я – часть сообщества). Во-вторых, практика (навыки, умения, квалификации: я – то, что я делаю). Наконец, этика (личностная целостность, «моральное постоянство»: я – принципы, которым я следую – ipse).

Первое основание – это социальный аспект идентичности, тот самый idem, который разрушается вследствие кризиса предприятий. Второе – практическое – основание нарративной идентичности представляет собой промежуточный сценарий. С одной стороны, это все еще социальный аспект идентичности, с другой – её основание находится не «вовне» (сообщество), а «внутри» (собственные силы и навыки), поэтому «ядро идентичности» в ситуации кризиса предприятий оказывается менее уязвимым. Моральное постоянство – этическая составляющая идентичности, ipse, менее уязвимая в ситуации кризиса и способная при нарушении непрерывности idem ставить вопрос об идентичности независимо от него».

Полный текст статьи доступен на сайте Журнала исследований социальной политики.

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на использование cookies и обработку своих данных. Узнайте подробности или измените свои настройки cookies.