Как корейская культура захватывает мир

Массовая культура стала одной из важнейших экспортных отраслей современной Кореи. О том, почему южно-корейские сериалы приобретают все большую популярность в мире, рассказала преподаватель НГУ Анна Шмакова:

– Прошло более десяти лет с того момента, как южнокорейская массовая культура стала известна за пределами Кореи и начала экспортироваться в другие страны, такие как Китай, Япония, Вьетнам. На сегодняшний день ареал распространения «Корейской волны» не ограничивается только территорией Юго-Восточной Азии, но охватывает всю Европу, Америку, Ближний Восток и даже некоторые страны Африки. Россия также не является исключением. В социальной сети «вконтакте» насчитывается более 400 групп, связанных с корейским языком, в одной из которых состоит более 72 тысяч человек. Постоянно создаются интернет-сообщества, посвященные музыкальным группам, сериалам, актерам и так далее

Эту экспортную, т.е. предназначенную именно для иностранцев, южно-корейскую культурную продукцию принято называть «халлю», в переводе «корейская волна». В современной Южной Корее это явление является национальным брендом, с которым связаны государственная политика, идеология, бизнес и имидж страны.

– Феномен халлю представляет собой пример альтернативной глобализации, от периферии к центру. Одним из первых проявлений халлю стало возникновение и популяризация южнокорейских телесериалов. Сейчас являются неотъемлемой частью современной южнокорейской культуры, тесно связанной с шоу-бизнесом, туристической индустрией и издательским делом. Среди наиболее востребованных – телесериалы в жанре современного городского романа. Сюжет этих драм – любовные истории, драмы из жизни корпораций. При этом они обязательно должны быть трагическими, так как идеалом изображения у корейцев является печаль. В настоящее время три глобальные сети (MBC, KBS, SBS) показывают более 30 южнокорейских драм в неделю. При этом неуклонно растет число фанатов, которые онлайн общаются с телевизионными продюсерами по поводу сюжетов, образов, актеров. Продюсеры часто приглашают их на съемки, устраивают встречи со звездами и иногда позволяют сыграть второстепенные роли, - рассказывает ученая.

Быстрое развитие и распространение халлю стало во многом возможным благодаря высоким объемам южнокорейского экспорта, а также четко продуманной правительственной программе по достижению ведущих позиций на мировых рынках. Правительство Южной Кореи стимулировало производителей информационной продукции к созданию международного рынка, предоставляя финансовую поддержку. Особую популярность южнокорейской массовой культуры в Восточной Азии обусловили и традиционные конфуцианские идеи и ценности, отражаемые в музыкальных видео и сериалах.

– Сегодня халлю является одной из самых прибыльных отраслей южнокорейской экономики. По данным Национальной Организации Туризма Кореи, в 2012 г. экономический результат «Корейской волны» составил около 6,4 млрд. долл. В 2013 г. экономический эффект халлю только в Европе составил порядка свыше 620 млн. долл., что почти в два раза превышает показатель в рамках соглашения о свободной торговле между ЕС и Южной Кореей. Сегодня корейское правительство, мотивированное успехом халлю за рубежом, обозначило развитие культурно-досуговых технологий одним из шести наиболее перспективных стратегических направлений с точки зрения дохода, наряду с информационными и биотехнологиями, и инвестировало в них огромные суммы денег, обеспечив административную поддержку отечественной культурной индустрии, - говорит она.

Исследование провели преподаватель НГУ Анна Шмакова и студентка третьего курса ГФ НГУ Ксения Винокурова.