Химия – с детьми, студентами и учёными

25 июня 2014

Старые новости

Елена Чуланова, выпускница факультета естественных наук НГУ, намерена поступать в аспирантуру университета. Сейчас она работает в Институте химической кинетики и горения и Институте органической химии – и параллельно готовится читать в НГУ в весеннем семестре курс лекций по истории химии (это необходимая педагогическая практика аспирантов).

����������� �1

Когда Лена окончила школу в Новокузнецке, ещё можно было рассылать по всем университетам без ограничений собственные результаты ЕГЭ. В родном городе нужных учебных заведений по профилю химия не было, поэтому девушка подавала документы и в Санкт-Петербург, и в Томск, и в Новосибирск. Окончательный выбор был сделан по двум причинам: по словам Елены, «в НГУ качество образования лучше», плюс отсюда ближе до дома.

«Когда нужно было выбирать между физическим факультетом и отделением химии на факультете естественных наук, я решила: чтобы тёплые чувства к физике не погибли за время обучения на физфаке, стоит пойти на ФЕН. Но я ошибалась: у нас физики тоже, на самом деле, было достаточно много – занятия продолжались два года, четыре семестра», – отмечает Елена.

Контрольные работы по воскресеньям

– Учёба на ФЕНе всем запоминается третьим курсом. Это некий переломный момент в жизни человека, когда он понимает, что может всё после этого, ему ничего не страшно. Если ты пережил третий курс, ты способен на всё в этой жизни.

– У вас было много сложных предметов?

– Это основополагающий курс, на котором у нас уже есть знания по неорганической и органической химии, даётся курс физической химии – строение вещества, физика, термодинамика, кинетика, параллельно проходят практикумы по аналитической химии.

– Что представляют собой практикумы?

– На них нас учат быть химиками. Для каждого практикума – своя область задач. Например, мы делали синтезы, занимались титрованием, изучали различные аналитические методы, знакомились с физическими приборами.

– А что ещё было сложного на третьем курсе?

– Контрольные работы по воскресеньям! Это действительно был тяжёлый год. В течение двух месяцев мы жили без выходных, в режиме нон-стоп, семь дней в неделю. Допустим, на контрольной по физике полтора часа пишешь теорию и (после получасового перерыва) два с половиной часа решаешь задачи. Остальные контрольные, в основном, длились пару.

Но ты был вечно занят. Сначала занимаешься подготовкой к контрольным, весь день после них проходит в обсуждении, как это следовало решать... А нужно ещё и к понедельнику сразу делать задания, плюс на неделе запланированы коллоквиумы!

����������� �2

Юные химики

– Я знаю, что ты два года проводишь подготовку команд учеников 9-11 классов школы №12 к Турниру Юного Химика (ТЮХ), проходящего на базе ФМШ и центра «Диоген». Что это за турнир?

– Даётся список, допустим, из двенадцати задач, из которых детям нужно решить восемь. В команде – четыре-пять человек, и каждому достаётся несколько задач. Ученики готовят свои решения, презентации. А потом, когда уже все команды собираются вместе на турнире, начинается соревнование. Команду вызывают к ответу на какую-нибудь задачу, на «бой», и они её докладывают. Иногда участникам задают вопросы по теме – по химии, по общему методу. Они должны отстоять своё решение, защитить его перед другими командами и доказать, что оно верное. Я думаю, им нравится этот соревновательный элемент.

– Что за задачи предлагают решить школьникам?

– К турниру даются не классические олимпиадные задачи, а творческие задания, над которыми нужно подумать. Школьникам нужно реализовать какую-нибудь полуфантастическую идею практическими методами.

– Что имеется в виду?

– Например, объяснить, как сделать своими руками фаербол (огненный шар – прим.) или бессеребряную фотографию. Детям очень нравилась задачка о принципах функционирования гаргульи на биохимическом уровне.

Во многих фантастических книгах и фильмах часто упоминаются неутомимые стражи или сильные существа Гаргульи. При желании они могут превращать часть своего тела в камень, что делает их неуязвимыми для атак врага. Предложите механизм данных превращений. На чём он основан? Обратим ли предложенный вами вариант?

– А чем занимаешься ты с детьми? Как проходит подготовка к турниру?

– В школе № 12 есть губернаторские классы химико-биологического профиля, где учатся дети, увлечённые химией. С ними мы разбираем возможные методы решения задач, готовим презентацию. Когда дети сами предлагают решение, это очень здорово. Иногда им просто не хватает компетенции, знаний, и нужно как-то легко направить их к тому, от чего стоит отталкиваться.

А порой члены жюри придумывают такие сложные задачи, что ещё самому надо придумать решение – и постараться, чтобы у всех твоих команд (параллельно их может быть 3-4), решения не совпадали!

����������� �3

«Химики есть, и они не только учатся, но ещё и развлекаются!»

– В 2013-2014 годах ты была организатором Дней химика в НГУ. Как из одного Дня химика получилось несколько?

– Раньше в День химика – последнее воскресенье мая – проводились Хемоолимпийские игры на стадионе. Принимали в этом участие исключительно работники лабораторий химических институтов, они же привлекали своих студентов... Мы там тоже несколько лет участвовали, пока это не пересекалось с контрольными работами, было очень здорово и интересно.

А потом как-то после одного из посвящений наша компания организаторов подумала: «Надо что-то хорошее на факультете придумать. Давайте расширим День химика!».

– Что из этого получилось?

– Мы хотели сделать новую традицию на факультете и растянули День химика до трёх дней. Новая программа получилась такой: в пятницу около НГУ показывают демонстрационные опыты, в субботу – проводится квест по Академгородку, а в воскресенье – Хемоолимпийские игры. Кроме того, с начала мая мы ещё устраиваем Спартакиаду ко Дням химика. В этом году в ней участвовали все желающие – были команды с физфака и мехмата, биологи.

����������� �4

����������� �5

– Как бы ты сформулировала цель этого мероприятия?

– Хотелось, чтобы все видели, что химики есть, и они не только учатся, но ещё и развлекаются. К тому же, мы хотели дать возможность студентам немножечко отвлечься от зачётов в конце мая.

– Что дала тебе организация Дней химика?

– Кучу удовольствия и просто глобальнейший организаторский опыт!

К примеру, в прошлом году мы хотели сделать концерт на улице, у главного корпуса университета, как на Маёвке. И пришлось столкнуться с таким количеством бумажек, которое требуется подписать, а потом всё это ещё согласовать с администрацией в университете!

Организационный опыт всегда полезен, это своего рода школа жизни.

«Органические названия на строчку – это нормально»

– На 52-й международной научной студенческой конференции ты выступала с докладом «Синтез нового органического анион-радикала, (6H-1,2,3-бензодитиазол-6-илиден)малонодинитрилидила, и его солей», за который получила диплом I степени. Часто ли тебе приходится сталкиваться с такими труднопроизносимыми названиями химических элементов?

– В разговорной речи в лаборатории мы называем наше соединение «хиноид». Так принято почему-то стало, когда я ещё была на втором курсе. А название в работе – как положено по номенклатуре. Если всё правильно называть, то органические названия на строчку – это нормально.

– Для чего нужен был такой синтез?

– Это получение новых анион-радикальных солей. В принципе, они перспективны как модельные соединения для создания органических проводников и магнетиков. Сейчас очень активно ведётся поиск проводящих органических материалов, чтобы всё было гибкое, лёгкое, подвижное, мобильное.

То, чем мы занимаемся, – это всё-таки больше фундаментальная наука. Мы синтезируем соединения, изучаем их, смотрим какие-то зависимости, которые потом могут быть применимы, когда получится реальное соединение.

– Но «выход» на практику всё-таки есть?

– Реального выхода на практику для конкретно тех соединений, которыми мы занимаемся, скорее нет. Но для исследования свойств похожих систем зарубежными учёными было создано оптоволокно для передачи сигнала интернета. Скорость передачи данных получилась низкая, по сравнению с теми, которые сейчас достигнуты, но оно работает. Правда, для промышленного применения соединения слишком дорогостоящие.

Беседовала Анастасия Грасмик

Теги: