Мониторинг оценки студентами качества преподавания 2015

В конце 2014-2015 учебного года в рамках Мониторинга оценки студентами качества преподавания были проведены несколько опросов:

  • оценка студентами преподавания отдельных учебных дисциплин;
  • оценка студентами невыпускных курсов образовательной среды НГУ в прошедшем учебном году;
  • оценка студентами выпускных курсов образовательной среды НГУ, образовательные и трудовые намерения выпускников;
  • оценка студентами преподавания английского языка;
  • оценка образовательный среды НГУ студентами Китайско-Российского института;
  • опрос выпускников Специализированного учебно-научного центра НГУ (оценка преподавания учебных дисциплин, условий обучения в СУНЦ, образовательные планы выпускников).

Представляем основные результаты.

По данным опросов в 2015 г. студенты интегрально высоко оценивают преподавание на своих факультетах (отделениях) и условия для обучения (ими удовлетворены порядка 90% опрошенных). Далее по степени удовлетворенности студентов – возможности для занятий спортом, информирование о предстоящих мероприятиях и событиях, дополнительные образовательные возможности, возможности для участия в научных исследованиях. Ниже студенты оценивают условия для досуга и участия во внеучебных студенческих мероприятиях и участия студентов в международных научных мероприятиях, исследованиях, стажировках (удовлетворены последними составляющими студенческой жизни порядка половины опрошенных студентов). Такой «рейтинг» составляющих образовательной среды НГУ устойчив и воспроизводит результаты опросов в 2014 г. В целом с учетом собственного опыта удовлетворены студенческой жизнью в НГУ 86,7% респондентов невыпускных курсов и 89,7% опрошенных выпускников.

Средний балл общей оценки преподавания английского языка – 4,1 (в декабре 2014 г. ‒ 4,03). Почти по всем критериям оценки учебной дисциплины и работы преподавателя английского языка средние баллы стали выше по сравнению с опросом в декабре 2014 г. Три четверти студентов считают, что их уровень владения английским языком с начала семестра повысился: 54,9% считают, что он стал немного выше, 17,9% − стал значительно выше. 23,0% не замечают динамики во владении английским языком, 4,3% полагают, что уровень владения им понизился.

В качестве основных причин отрицательной динамики или отсутствия изменений во владении английским языком называют отсутствие практики использования иностранного языка вне занятий, ориентацию преподавания на низкий уровень подготовки. По сравнению с данными опроса в декабре 2014 г. студенты стали реже отмечать «внешние» причины («преподавание иностранного языка в моей группе ориентировано на низкий уровень подготовки», «слабая подготовка преподавателя», «отсутствие практики общения или чтения на иностранном языке вне занятий по иностранному языку»), чаще стали называть «уделял мало времени на подготовку к занятиям».

Положительную динамику в освоении английского языка студенты связывают с мотивацией на изучение иностранного языка, с сильной подготовкой преподавателя. Студенты стали в большей степени связывать позитивную динамику в овладении английским языком с процессом преподавания: чаще указывают варианты «в университете достаточно занятий по иностранному языку», «преподавание иностранного языка в моей группе ориентировано на высокий уровень подготовки», «достаточно хороших учебников, пособий для изучения иностранного языка», «сильная подготовка преподавателей».

Большинство выпускников бакалавриата НГУ намерены продолжить образование после получения диплома. Большинство тех, кто хотел бы получить высшее образование следующего уровня, ориентированы на магистратуру НГУ (58,2% выпускников бакалавриата). Половина выпускников магистратуры намерены учиться далее в аспирантуре, при этом поток выпускников с такими намерениями примерно в равных пропорциях распределяется между аспирантурами НГУ и институтов Новосибирского научного центра. На научную деятельность ориентированы в целом каждый пятый выпускник, из магистрантов – каждый третий.

Студентам-выпускникам было предложено гипотетически повторить выбор вуза и направления обучения. 73,9% респондентов снова выбрали бы то же направление обучения в НГУ, по которому они получают диплом. Выбрали бы другое направление обучения на своем факультете 8,1% опрошенных, другой факультет НГУ – 12,5%. 8,2% выпускников либо предпочли бы учиться в другом вузе, либо затруднились с ответом. Доля студентов выпускных курсов, гипотетически снова выбравших бы НГУ (91,8%), совпадает с долей выпускников университета, сделавших бы такой выбор (91,3%). Отличия результатов двух опросов в том, что студенты-выпускники более лояльны «своему» направлению обучения.

Подробнее о методике опросов, составе респондентов каждого из них и других результатах можно прочитать в отчете.