Ольга Закутняя, научный обозреватель из Москвы, специалист по связям с общественностью Института космических исследований, начинала своё образование в НГУ: «Когда я училась три года здесь, к научной журналистике я относилась довольно прохладно. В Московском университете, куда я перевелась, я стала заниматься этой темой всё больше и больше и теперь могу действительно сказать, что вошла в некое подмножество большого множества журналистов, которые именуют себя научными журналистами».
В рамках конкурса журналистского мастерства «Аргонавты» Ольга Закутняя представила лекцию для тех, кто хотел бы специализироваться на науке: «Моя лекция – это рассказ о том, что я сейчас понимаю о своей профессии».
Приводим некоторые цитаты из лекции Ольги.
Прежде всего, это события. Некоторые из них имеют очень большой резонанс – Нобелевские премии, запуск космических аппаратов, падение метеорита. Это освещают все СМИ, независимо от профиля. Научный журналист может эксплуатировать интерес читателей и зрителей к знаниям.
Материалы «по поводу» можно отнести к событиям. Но это те происшествия, которые требуют комментария учёного и не принадлежат только научному миру. Например, землетрясения, потепления.
1) Где взять хорошую тему? Самый главный источник – это публикации в научных журналах. Есть ряд журналов, публикация в которых становится событием. Можно опираться на пресс-релизы и новости, которые выпускают и НИИ, и университеты. Безусловно, ещё один важный источник – знакомые учёные, научные конференции и экспедиции.
2) Проблема увлекательности (занимательности) и точности. Основная проблема – в том, что журналист всегда ограничен во времени, пространстве и читательском внимании, поэтому он должен максимально возможно упростить свой текст, но при этом не вульгаризировать его.
3) Проблема самообразования. Чтобы объяснить читателю свою тему, надо понимать её гораздо глубже, чем просто популярно. Вы не сможете упростить текст, не зная, что можно опустить без ущерба для темы. Единственные пути решения такой проблемы – постоянное чтение научно-популярной и научной литературы, задавание вопросов.
Записала Анастасия Грасмик