Наталья Кошкарева: «Тотальный диктант помогает развеять стереотипы»

Тотальный диктант за 14 лет превратился из вузовского мероприятия в международную акцию. В 2017 году количество участников Тотального диктанта превысило 200 тысяч человек. Что нового за эти годы филологи узнали о русском языке и его носителях благодаря диктанту, можно ли писать диктант на «тройки» и оставаться грамотным, ― на эти и другие вопросы отвечает председатель Экспертного совета Тотального диктанта, заведующая кафедрой общего и русского языкознания Гуманитарного института НГУ Наталья Кошкарева.

Содержание



Тотальный диктант ― это не ЕГЭ

До недавнего времени в понятие «грамотный» вкладывалось только представление о том, что человек умеет читать и писать. Сейчас среднее образование доступно всем. И это величайшее достижение, которое привело к переосмыслению понятия «грамотный»: недостаточно просто уметь читать и писать, надо делать это на высоком уровне, без ошибок. «Читать» ― значит понимать смысл текста, распознавать в нем скрытые смыслы и интенции автора, а не просто читать по складам. «Писать» ― не делать ошибок в написании слов, точно расставлять знаки препинания, выбирая те, которые наиболее адекватно отражают мысль.

Тотальный диктант не подменяет собой ЕГЭ, у него широкие просветительские цели: он привлекает внимание к русскому языку и современной литературе, помогает выявить сложные места в правилах орфографии и пунктуации. Каждый участник имеет возможность выяснить, где он допускает ошибки, в каких местах у него есть пробелы в знаниях, он может получить консультацию филолога и разобраться в том, как надо правильно писать.

Ошибайтесь: это полезно

Совсем не обязательно писать Тотальный диктант на «отлично», чтобы быть грамотным человеком. Можно поставить пару лишних запятых или, наоборот, не поставить их в нужных местах, но при этом понимать суть текста, видеть внутренние связи между его частями, выбирать самые подходящие по смыслу знаки препинания.

Оценка за диктант говорит только о том, сколько ошибок допущено в этом конкретном тексте, а не об уровне грамотности вообще. Сложность текстов бывает очень разной. В некоторых могут встретиться примеры на правила, которые не изучаются в школе или неполно описаны в существующих справочниках по орфографии и пунктуации.

Оценка «отлично» на Тотальном диктанте показывает профессиональный уровень грамотности: это уровень филологов, редакторов, корректоров, постоянно работающих с текстами, знающих все без исключения нюансы правил русского языка.

Иногда оценка «удовлетворительно» выставляется за диктант, который производит впечатление грамотно написанного текста. В нем могут быть допущены одна или две орфографические ошибки в действительно трудных словах, две-три ошибки на нетривиальные правила пунктуации, но при этом базовый набор правил усвоен хорошо.

Концентрация трудных мест в диктанте выше, чем в среднем в обычных текстах. Когда пишущий сам создает свой собственный текст, он интуитивно избегает спорных моментов или таких оборотов, в написании которых он сомневается. Диктант в каком-то смысле провоцирует ошибки: хочешь или не хочешь, но ты должен написать то, что продиктовано. Тем самым Тотальный диктант выявляет узкие места.

Оценка ― это очень приблизительный ориентир. Тексты Тотального диктанта представляют собой не сбалансированные тесты, составленные в соответствии с набором изученных правил; это произведения художественной литературы ― оригинальные, неадаптированные, живые, именно поэтому их интересно писать.

Ошибаться не зазорно: как известно, на ошибках учатся. Поэтому мы призываем: ошибайтесь на Тотальном диктанте! Тут у вас есть возможность разобраться со всеми своими ошибками, чтобы не делать их в дальнейшем.

Откуда берутся ошибки?

Анализ работ, написанных в НГУ, показывает, что базовый школьный курс русского языка в целом усвоен достаточно хорошо, практически не встречается ошибок в однозначных правилах. Ошибок на ТСЯ и ТЬСЯ тоже фактически не было. Неплохо усвоены словарные слова из числа обязательных для школьной программы. Так, во второй части диктанта были слова горизонт, перпендикулярно, параллельно, большинство участников написало их правильно.

Чаще всего ошибки возникают там, где для выбора написания надо учитывать одновременно несколько факторов. Сложными в этом отношении являются слитное и раздельное написание НЕ со словами разных частей речи, одна и две Н в причастиях и отглагольных прилагательных, а также исключения из разных правил. В пунктуации сложности возникают там, где надо одновременно поставить два знака, при этом каждый ‒ на основании собственного правила.

Проявлением высокого уровня грамотности является то, что пишущие «узнают» слова, это значит, что их словарный запас богат, а кругозор широк. Например, во второй части диктанта было слово стерлядь, а в третьей ― сочетание эвенкийское слово, т. е. слово эвенкийского языка. В них было допущено рекордное количество ошибок. В подобных случаях ошибки возникают из-за незнания реалий, а это тоже отражение общего уровня грамотности.

Бывают работы, в которых части предложения не согласуются между собой: выбраны неверные формы числа, рода, падежа или просто нарушена сочетаемость. Это значит, что смысл написанного остался недоступен пониманию, зафиксирована звуковая цепочка, но не распознано ее значение.

Сюрпризы для филологов

Филологам каждый текст Тотального диктанта преподносит новые сюрпризы: обнаруживаются такие явления, которые вызывают споры и необходимость проведения дополнительных исследований, то или иное место может быть неоднозначно описано в справочниках, а может и вообще в них отсутствовать.

Проверка диктанта проходит в несколько этапов: сначала все проверяющие вместе читают предложение за предложением, выявляя неучтенные в комментариях написания, и решают, принять их или отклонить. Затем студенты проверяют работы на первый раз, а преподаватели их перепроверяют столько раз, сколько потребуется для разрешения спорных моментов. Работы, претендующие на оценку «отлично», а также работы с пограничным количеством ошибок (например, с количеством ошибок 0/2) перепроверяют в третий раз преподаватели-филологи. При необходимости проводится «точечная» перепроверка всех работ: если выявляется спорное место, в котором проверка могла быть непоследовательной, кто-то из филологов пересматривает все работы, обеспечивая единообразие результатов проверки.

Все выявленные спорные места в правилах тщательно анализируются, по материалам обсуждений филологи публикуют статьи в научных журналах. В этом году вышел первый выпуск сборника научных статей Тотального диктанта под шутливым названием #ТОТСБОРНИК. Несколько членов Экспертного совета Тотального диктанта входят в состав Орфографической комиссии РАН. Все это позволяет надеяться, что практика письма будет совершенствоваться, а свод правил орфографии и пунктуации будет уточняться.

Куда идет русский язык?

Ничего особенного сейчас с русским языком не происходит. Он развивается, обогащается его словарный состав. Иногда процессы приобретают скачкообразный характер, затем на время затухают, потом возобновляются с новой силой. Современные средства массовой информации и интернет позволяют точно фиксировать появление новых слов, масштабы их использования расширяются многократно и мгновенно, раньше это в принципе было невозможно. Богатейшая и разнообразнейшая диалектная лексика не выходила за пределы территорий, на которых функционировал диалект. Вряд ли разнообразие словарного состава сейчас существенно больше, чем было тогда, в эпоху существования русских диалектов. Не знаю, можно ли измерить достоверно, насколько обогатился или обеднел язык в последнее время, так как никогда прежде не было возможности достоверно регистрировать звучащую речь в тех объемах, в которых это возможно сейчас.

Вполне может быть, что в настоящий момент закладываются процессы, которые будут иметь важное значение впоследствии, но мы их пока не осознаем.

На протяжении нескольких веков русский язык подчинялся закону «трех штилей» М. Ломоносова, который предписывал строгое разграничение высокого, нейтрального и сниженного стилей и недопустимость их смешения. Письменная речь ассоциировалась с высоким стилем, который сейчас по существу утрачен: никто не пишет оды по поводу знаменательных событий, письменная и разговорная речь демократизируются. Некогда нейтральный стиль вытесняется в незанятую зону, которая раньше принадлежала высокому стилю, а сниженная, просторечная, грубоватая речь, соответственно, занимает освободившееся место и сама претендует на то, чтобы стать «нейтральной».

Письменная речь стала такой же неподготовленной, как и устная, поэтому ошибки стали более заметными. Раньше право на публикацию надо было заслужить, надо было быть писателем, журналистом, ученым, т. е. высоко образованным человеком. Каждый текст проходил стадию обработки ― корректорами, редакторами, цензорами. В настоящее время любой человек может опубликовать любой текст ― так и возникает ошибочное впечатление, что люди стали менее грамотными, чем они были ранее. Но это, конечно, не так. По моему глубокому убеждению, в целом люди стали значительно более грамотными, чем в середине ХХ века.

Как подготовиться к диктанту

Тотальный диктант помогает оценить «остаточные» знания, выяснить, какие из изученных в школе правил усвоены хорошо, а какие не запомнились вовсе. Любой участник может получить новые знания, так как это образовательная акция.

За два месяца до диктанта по всему миру начинаются курсы по подготовке к Тотальному диктанту. В НГУ они называются «Русский по пятницам», так как на протяжении вот уже семи лет подряд они проходят в пятницу вечером. В других городах они проводятся в другие дни недели, так что каждый день в том или ином уголке земного шара у всех желающих есть возможность прийти на занятия и совершенно бесплатно подготовиться к написанию текста этого года. Кроме того, на сайте totaldict.ru выложен онлайн-курс русского языка, в котором отрабатываются те правила, которые актуальны для текущего диктанта. В любое удобное время можно посмотреть запись этого курса, выполнить упражнения, написать небольшой диктант. После завершения акции филологи проводят консультации, на которых можно разобрать сделанные ошибки, задать вопросы, выяснить непонятное.

Таким образом, Тотальный диктант обеспечивает много разных возможностей для получения новых знаний и повышения уровня грамотности.

С верой в будущее и любовью к языку

Для меня лично очень важным является знакомство через Тотальный диктант с современной русской литературой. Лучшие писатели пишут тексты специально для Тотального диктанта. Они приезжают в Новосибирский госуниверситет, проходят по аудиториям, проводят творческие встречи. Представьте, что к студентам XIX в. заглянул бы вот так запросто Пушкин, Гоголь, Достоевский, Тургенев или Толстой. Возможно, тогдашние студенты тоже не в полной мере осознали бы, как им посчастливилось, поэтому я желаю нынешним студентам осознать, какую уникальную возможность они получают благодаря Тотальному диктанту ― записать текст, адресованный им, созданный специально для них одним из лучших писателей современности, с которым можно встретиться лично.

Участие в проекте год от года укрепляет мою веру в будущее: студенты тратят свое свободное время на то, чтобы организовать, написать и проверить диктант. Преподаватели вместе со студентами заняты общим делом. Сейчас модным направлением в образовательных технологиях стала «проектная деятельность». Тотальный диктант ― это один из прекрасных образцов такой деятельности, когда студенты оттачивают свои профессиональные навыки в крупном международном проекте.

Тотальный диктант помогает развеять ложные стереотипы о том, что молодое поколение пассивно и неграмотно. Акцию придумали студенты, проводят студенты, развивают студенты ― и все это без всякого принуждения, по собственному почину, из чистой и бескорыстной любви к родному языку, весело и радостно.

Фото Светланы Ерыгиной и Кристины Камаевой