Нина Панина: «Главная задача – показать, насколько формат представления исследования отличается от школьного доклада»

Гуманитарный университет для школьников – программа гуманитарного факультета НГУ, позволяющая организовать постоянное сотрудничество со школами города и будущими абитуриентами. С октября 2014 года школьники посещали воскресные семинары, на которых ведущие преподаватели факультета рассказывали, как проводить научное исследование и представлять его результаты. Кроме воскресных встреч и онлайн консультаций для ребят из Барнаула, Омска и Саянска, Гуманитарный университет организовал выездные лекции в школы города, на которых преподаватели говорили о перспективах развития гуманитарных наук в XXI веке.

Цель образовательная программы не в том, чтобы убедить студентов поступать в НГУ и раздать «+5» баллов к результатам ЕГЭ победителям школьной секции МНСК – авторам лучших докладов, подготовленных в рамках воскресных занятий. Как утверждает руководитель проекта, доктор искусствоведения, старший преподаватель кафедры истории культуры ГФ Нина Панина, главное – показать ребятам новый для них способ работы и объяснить, что научные исследования могут проходить на стыке нескольких наук.

– Гуманитарный университет для школьников – первая организованная программа такого уровня на факультете. Насколько она успешна?

– Изначально приезжать на воскресные семинары захотели сорок школьников, и эта цифра сохраняется, хотя, конечно, есть некоторые изменения в составе участников. К нам присоединились и десять ребят из Омска, Саянска и Барнаула. Одна из наших преподавательниц ездит в Барышевский детский дом, где работает с несколькими детьми.

Главный показатель эффективности – количество участников гуманитарной секции на школьном этапе МНСК. Число желающих не меняется: всем сорока школьникам подобраны темы, подготовлены источники информации, литература. Мы уже перешли к этапу их самостоятельной работы над исследованием.

– Насколько формат воскресных занятий отличается от студенческих лекций и семинаров?

– Мы постарались максимально приблизить их к университетскому формату: начинаем с небольшой лекции по 30-45 минут, затем – семинар: научные руководители работают с ребятами над их проектами. Сейчас, перед подачей тезисов на конференцию, мы решили отменить лекции и бросить все силы на исследования.

– А какие темы вы разбираете с ребятами на лекциях?

– Мы рассказываем о возможных путях междисциплинарного подхода к исследованию – об очень актуальном сегодня направлении. В школе дисциплины разделяются очень жестко, поэтому там нет места подобной работе. Мы пытаемся показать, что в университете и в академическом процессе вообще границы между ними не столь четкие. Например, можно не бояться проявляться интерес к изобразительному искусству и заниматься литературой. Это направления, которые во многом соприкасаются.

Мы уже провели для ребят лекции по дисциплинам круга лингвистики и изобразительного искусства. В планах – провести занятия по истории и литературоведению.

– Занятия по подготовке доклада для МНСК предполагают большую нагрузку?

– Объем источников и теоретических материалов, которые ребята должны изучить, достаточно велик. Но до конференции еще много времени – можно заниматься по часу в день. Но это идеальный вариант. Систематически занимаются, конечно, не все, поэтому и результаты разные.

– Как вы считаете, почему даже в 11 классе (при высокой занятости будущих абитуриентов) стоит продолжать заниматься исследовательской работой?

– Это важно для ребят, которые собираются поступать в исследовательские университеты. Преподавательский опыт показывает, что школьники тяжело приспосабливаются к формату подготовки и презентации научного доклада. Да, могут быть хорошие результаты работы, но человек должен еще и донести их до аудитории, а это получается не у всех.

– Правильно ли я понимаю, что форма работы научного руководителя и школьника максимально близка к подготовке студенческой курсовой работы?

– Да, именно к этому мы и стремились. Получается, что главная наша задача не заставить их участвовать в конференции или поступать в наш университет, а показать, насколько формат представления исследования отличается от школьного доклада или выступления на уроке. И результатов мы достигли – это будет видно на конференции.

Выездная лекция С.В.Шнайдер

– Есть ли работы, которые могут дорасти до зрелых исследований?

– Таких работ порядка 10-15%. Например, среди историков есть те, кто занимается историей Новосибирска и Академгородка советского периода. У лингвистов тоже есть круг таких тем: в прошлом году мы провели конкурс переводов сонетов Шекспира и коротких рассказов современных авторов, и ребята, которые работают с Алиной Алексеевной Алексеевой, хотят продолжать работу в области русистики и англистики. А историки культуры занимаются, например, изучением интермедиального взаимодействия форм массовой культуры с художественной литературой.

– Факультет анонсировал первую масштабную гуманитарную секцию на школьном этапе МНСК. Удастся ли реализовать заявку?

– Да. Заявки на участие от сорока школьников – это уже превышает лимит одной секции, поэтому мы разбиваем ее на подсекции: история, история культуры, лингвистика и литературоведение. В составе членов жюри будут как преподаватели нашего университета, так и ученые из других вузов города. Возможно, одним из членов жюри станет преподаватель берлинского университета Томаш Гланц, который в это же время приедет в НГУ с курсом лекций.

– А получить «+5» баллов за призовое место в МНСК могут только те, кто подготовил работы под руководством преподавателей из НГУ?

– Нет, дополнительные баллы, которые будут плюсоваться к результатам ЕГЭ по литературе, русскому языку и истории при поступлении в НГУ – в зависимости от секции – могут получить все участники конференции, даже если они не посещали семинары.

– При этом среди участников есть учащиеся девятых и десятых классов. В случае победы, их баллы не сгорают?

– Уже достигнута договоренность с деканатом гуманитарного факультета – баллы сохраняются.

– Работа Гуманитарного университета для школьников завершится после МНСК?

– Проект завершится на школьных осенних каникулах: преподаватели до этого времени будут продолжать читать лекции в школах. Скорее всего, после МНСК завершится курс воскресных семинаров. Но если ребята изъявят желание и мы наберем достаточную аудиторию, то и эту форму работы мы продолжим.

– Но после завершения первого учебного цикла начнется следующий?

– Да, хотелось бы, чтобы получилось именно так. Пока этот образовательный проект – частная инициатива кафедры истории культуры, к которой уже присоединились кафедры древних языков, древних литератур, литературы XIX-XX вв., археологии. Надеемся, что и остальные нас поддержат и работа станет менее стихийной. Сформируется образовательный комплекс, одну часть которого можно будет смотреть онлайн, а вторую часть – вживую.

Беседовала Анна Горбунова