Новосибирские учёные выявили особенности восприятия лицевых эмоций у новосибирских и тувинских студентов

Совместная лаборатория биологических маркёров социального поведения человека НГУ и НИИ физиологии и фундаментальной медицины принимает участие в проекте, посвященном комплексному исследованию факторов тревожности и склонности к депрессии у людей. Учёные из разных областей наук – медицина, нейрофизиология, генетика, психология, психолингвистика и многих других – объединились, чтобы понять истоки самых распространённых на сегодняшний день психических расстройств человечества.

Кандидат биологических наук, доктор философских наук, профессор Новосибирского госуниверситета Александр Савостьянов рассказал пресс-службе НГУ подробности о ходе и первых результатах экспериментов, проводимых с участием лаборатории, НИИ ФФМ, Института цитологии и генетики СО РАН, Тувинского государственного университета и других научных организаций.

По данным Всемирной организации здравоохранения более 350 миллионов человек во всем мире нуждаются в помощи психиатров из-за развития депрессий. Россия далеко не исключение – наша страна занимает одно из первых мест по количеству тревожно-депрессивных расстройств, которые могут привести к серьёзным психиатрическим патологиям. Поэтому новосибирские учёные взялись за оценку факторов риска и изучение особенностей развития подобных заболеваний. Причём исследователи решили подойти к болезням со всевозможных сторон и провести всестороннее научное изыскание.

– На данный момент в состав лаборатории включено четыре преподавателя, из которых два доктора наук и два кандидата. Официально туда оформлено два студента: один с гуманитарного факультета и один с медицинского. Ещё предполагается взять несколько человек – скорее всего с ГФ, – рассказывает учёный. – Чем занимаются сотрудники лаборатории? Мы участвуем в экспедициях в районы Сибири и азиатские страны. В этом году уже прошли экспедиции в Якутск совместно с Северо-Восточным федеральным университетом, Тыву и Монголию. Одно из направлений исследования – выяснение взаимосвязи между генетически предопределенными особенностями транспортеров серотонина в мозге (биологические факторы) и уровнем личностной тревожности, который может существенно зависеть от социальных условий формирования индивида (социокультурные факторы).

Чтобы понять особенности поведения человека и его реакции на агрессию в зависимости от места проживания и принадлежности к какому-либо этносу, исследователи провели цикл экспериментов в Новосибирске и Кызыле (Республика Тува):

– Тувинцы – это небольшая по численности этническая группа со своими особыми привычками и укладом. Тува считается социально нестабильным регионом с высокой рождаемостью и высоким уровнем бедности населения. Кроме того, для неё также характерен большой процент гибели людей от бытового травматизма, высокий уровень так называемой немотивированной преступности и склонности к агрессивному поведению у людей. По статистике за 2013 год Кызыл был в списке самых криминальных городов в России. Также столица Республики занимает одно из первых мест в мире по количеству детских и подростковых суицидов, – поясняет выбор исследователей Александр Савостьянов. – Можно ожидать, что жители Тувы – это люди с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям, что связано с нарушениями эмоций и представляет хорошую модель для проведения научных изысканий.

Новосибирск же был выбран учёными в качестве «второй группы» исследования не только по понятным территориальным причинам:

– Тува – это деревенский тип поселения, а Новосибирск – это крупный город, а для эксперимента очень важно проследить, как факторы среды и культуры влияют на личность, – объяснил учёный.

В обследовании приняли участие примерно 150 здоровых людей в возрасте около 20 лет, часть из которых были тувинцами, а часть – русскими, постоянно проживающими в сибирском мегаполисе. Участников обследования подвергали различным «испытаниям», чтобы понять и их психофизиологические характеристики: брали анализы крови и клеточного эпителия для определения генетических особенностей, предлагали испытуемым проходить специальные психологические опросники на личностную и ситуационную тревожность и участвовать в компьютерных играх, связанных с распознаванием эмоций. При этом исследователи наблюдали изменения в мозговой активности с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ).

– Испытуемым предоставлялись фотографии с изображением различных лицевых эмоций из коллекции Пола Экмана (известной многим обывателям по популярному сериалу «Обмани меня»), – поясняет исследователь. – Люди должны были оценить степень агрессивности по шкале «агрессивное», «нейтральное» или «дружелюбное» лицо, а мы в это времени фиксировали, что происходит в их голове и отличаются ли как-то поведенческие ответы от того, что выдаёт их мозг.

По результатам исследования, учёными были найдены любопытные различия у русских и у тувинцев:

– Восприятие эмоций у тувинцев более сильное, более обострённое, можно сказать. Если они хотя бы чуть-чуть видят на лице собеседника проявление эмоций, сразу же начинают чувствовать ответный эмоциональный всплеск. Новосибирцы же более рационально и сознательно подходят к интерпретации эмоций, что видно и на ЭЭГ, и по психологическим тестам.

Но, по уточнению исследователя, такая реакция обусловлена скорее не генами, а культурными факторами. Как то, у тувинцев не принято проявлять страх, неуверенность в себе на глазах у своих односельчан. Такое подавление эмоций в некоторых случаях может приводить к проявлению чрезмерной смелости, показной храбрости, а в дальнейшем к нервным срывам и повышенному риску развития психиатрических заболеваний.

Также учёные давали задание участникам групп со скрытым смыслом – на экране показывали те же чёрно-белые картинки и просили определить, женщины изображены на них или мужчины. Нюанс в том, что на снимках были представлены люди с чётко выраженными эмоциями, и учёные по ЭЭГ смотрели, как реагируют испытуемые на враждебность или дружелюбие со стороны представителя определённого пола.

– Кроме того, в других заданиях испытуемым предлагали найти синтаксические ошибки в предложении, но часть этих предложений также содержали эмоционально-окрашенные слова. Пока люди искали орфографические недочёты, электроэнцефалограф фиксировал, как они реагируют непосредственно на смысл предложений, – добавляет Александр Савостьянов.

Учёные предполагают своему исследованию со временем выход в более практическую плоскость:

– Чрезмерно усиленное эмоциональное восприятие стрессирующих сигналов может привести к серьёзным психиатрическим заболеваниям. Поэтому хотелось бы, конечно, чтобы результаты исследований применялись в обыденной практике врачей. При постановке диагноза и выработке рекомендации к лечению необходимо учитывать индивидуальные особенности пациента, которые включают его генетические особенности, психологический профиль и условия проживания.

Различные части проекта получают поддержку от грантов РНФ и РГНФ, программы по интеграции между СО РАН и СО РАМН, а также финансирование на исследования поступает из программы по повышению конкурентоспособности «5-100». В планах у учёных добиться их включения в Федеральную целевую программу «Арктика».

– Правительство России объявило программу по освоению Арктики, и она включает медицинские исследования в Арктическом регионе. Поэтому нужно оценить факторы риска, влияющие на состояние здоровья человека на Севере, и необходимо научиться прогнозировать, что произойдет с ним, если он туда переедет, – объясняет актуальность проекта исследователь.

Марина Москаленко