О роли женщины в русской истории

Мария Валерьевна Першина – выпускница гуманитарного факультета НГУ, научный сотрудник Института истории, преподаватель СУНЦ НГУ. В 2013 году учащимся физматшколы она читала спецкурс «Женщины в русской истории», который стал своего рода продолжением более раннего курса «Герои древнерусской истории». В новом учебном году Мария Валерьевна планирует продолжить знакомить ребят с женской темой в историческом контексте.

Во Всероссийский день семьи, любви и верности, который отмечается сегодня, 8 июля, Мария Валерьевна рассказала о русских женщинах и собственном спецкурсе.

– Когда у Вас появился интерес к женской тематике?

– Женская тема заинтересовала меня ещё в студенческие годы, когда я начала отрываться от родительской семьи и создавать собственную. Пытаясь понять, какой должна быть настоящая женщина, я обратилась к художественной литературе. Однако найти примеры счастливой гармоничной семьи, которую захотелось бы взять за образец, было не так-то просто. Как точно заметил Лев Толстой, «все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Поэтому, в основном, встречались описания душевных страданий, неразрешимых проблем, разнообразных бед, несчастий, испытаний, из которых герои далеко не всегда выходили с честью. Лишь в детской литературе удалось найти «образцовую» семью. Таковой мне тогда показалось семейство муми-троллей, героев финской писательницы Туве Янссон.

Потом случайно попалась статья петербургской исследовательницы Н. С. Демковой о муромских святых Петре и Февронии. Повесть о Петре и Февронии, написанную в XVI веке Ермолаем-Еразмом, исследовательница интерпретировала как христианскую притчу, в которой показан путь создания гармоничного брака. Преодолевая трудности, оба супруга достигли духовного совершенства, причём ведущей силой в этом союзе была именно женщина, мудрая жена. Феврония стала для князя и спасением, и испытанием. Такая трактовка известной древнерусской повести была для меня тогда настоящим открытием. Наверное, с этого момента и появился интерес к женской теме.

Пётр и Феврония

– Почему Вы решили прочитать школьникам спецкурс про женщин?

– ФМШ – это школа-интернат. Поступающие сюда ребята живут в общежитии, вдали от своей семьи, и, естественно, некоторые из них скучают по дому, родителям (хотя сами редко в этом сознаются), кому-то не хватает материнского тепла. Мне показалось, что такой спецкурс позволит поговорить не только о выдающихся женщинах, оставивших заметный след в истории и культуре, но и о семье, семейных традициях, досуге.

Кроме того, в ФМШ явно выражен уклон в сторону физико-математических и естественных наук. Но сюда приходят очень разносторонние дети, многие до того, как целенаправленно сосредоточиться на физике, химии и математике, учились в музыкальных школах, сочиняли стихи или рисовали. Во время учёбы некоторые школьники из-за большой нагрузки не имеют возможности уделять этой важной стороне жизни достаточно внимания, а потребность в соприкосновении с искусством, потребность в творчестве для души, конечно, остаётся. Мне хотелось в рамках спецкурса добавить в их учебную жизнь немного поэзии, романтики, красоты. Формат спецкурса позволяет использовать на занятиях фрагменты фильмов, аудиозаписей, зачитывать цитаты из источников и художественной литературы.

– Как Вы готовили материал для занятий?

– В основном, по опубликованным источникам и литературе. Сейчас существует огромное количество работ по этой теме. Первые исследования по женской тематике в России появились ещё во второй половине XIX века в связи с активным общественным интересом к «женскому вопросу». Как правило, эти работы представляли собой жизнеописания узкого круга женщин, сыгравших выдающуюся роль в политических событиях или внёсших заметный вклад в историю культуры (например, княгиня Ольга, Марфа Борецкая, императрица Екатерина II). Следующий всплеск интереса к «женской проблематике» произошёл в 1960-е годы. Стала переосмысливаться роль женщин в истории, начал анализироваться женский опыт, система властных иерархий и в семье, и в обществе. Сформировалась установка – «вернуть истории женщин». В настоящее время существует несколько исследовательских направлений в изучении женщин – «женская тема в истории», «история женщин», гендерные исследования. Выработаны различные подходы к изучению этой темы. Мне показалось любопытным в рамках спецкурса проследить, как в письменных источниках, созданных на протяжении длительного периода (c XII по начало XX веков) отразилось отношение к женщине в русском обществе, как менялся её статус от Средневековья к Новому времени. В соответствии с этой задачей и подбирались источники.

Иулиания Лазаревская

– Какие темы Вы выбирали для занятий?

– Я постаралась систематизировать материал и выделила в нём определённые блоки. На занятиях мы разбирали следующие проблемы: женщина в семье, роль женщины в православии, женщины у власти как проблема, женщины на войне, женское образование, женщины в общественной и культурной жизни. Все эти вопросы рассматривались на конкретных примерах. Героинями спецкурса стали княгини и императрицы, святые жёны, артистки, поэтессы, учёные, общественные и культурные деятельницы.

– Чем Вы руководствовались в выборе женщин для представления в рамках спецкурса?

– Подбирая галерею исторических портретов, я исходила из наличия письменных источников, по которым можно было бы реконструировать судьбу женщины и её внутренний мир. Я попыталась к каждому занятию подобрать небольшие фрагменты текстов для анализа – летописные рассказы, отрывки из древнерусских повестей, поучений, сочинений агиографического жанра для характеристики средневековых женщин; мемуары, дневники, письма – для женщин Нового времени. По возможности, старалась использовать несколько источников на одну тему. Так, например, сопоставление летописного рассказа о княгине Ольге и её Жития позволяет проследить, как менялся образ этой правительницы в сознании потомков. Героинями спецкурса стали Наталья Долгорукая (1714-1771 годы), дочь графа Бориса Шереметева, одна из первых русских женщин-мемуаристок, Екатерина Дашкова, единственная женщина-директор Петербургской Академии наук, Мария и Зинаида Волконские, кавалерист-девица Надежда Дурова, математик Софья Ковалевская, народница Вера Фигнер, балерина Матильда Кшесинская, Елена Блаватская и другие.

Зинаида Волконская

– Были ли героини, о которых Ваши ученики раньше никогда не слышали?

– Как правило, школьникам известно совсем немного женских имён. Хорошо знают княгинь и императриц, некоторые имена (например, Е. Дашковой, Н. Дуровой, В. Фигнер) слышали, но с подробностями их жизни мало знакомы. Новыми были рассказы о святых жёнах (Ефросинья Полоцкая, Феврония, Ксения Петербургская), о хозяйках литературных салонов (Зинаида Волконская, Авдотья Елагина, Екатерина Карамзина). Кстати, иногда ученики и сами проявляли инициативу. Например, они просили рассказать о Марии Склодовской-Кюри, которой не было в моём плане. Я очень благодарна за эту просьбу, потому что ближе познакомилась с жизнью и творчеством этой удивительной женщины, умевшей совмещать серьёзнейшую научную работу и семью. Совместно с мужем она совершила выдающиеся научные открытия в области радиоактивности, а также воспитала двух дочерей.

Софья Ковалевская

Трансформация женщины – от Древней Руси к Новому времени

– Каким было отношение к женщине в Древней Руси?

– В дохристианские времена у славян мужчины воспитывались как сильные, храбрые воины. Эти мужские качества влияли и на представления о должном поведении женщин. Рядом с сильным мужчиной им тоже следовало быть сильными, мужественными, самостоятельными. В русском фольклоре сохранились былины о женщинах-богатыршах, которые в силе и ловкости не уступали мужчинам. Мнение женщины было более весомо для общества, чем в последующий, христианский период, когда в женщинах стали цениться совершенно другие качества – кротость, смирение, терпеливость, умение подчиняться мужчине.

После принятия христианства древнерусское общество стало меняться. Вместе с аскетической проповедью проникали на Русь воззрения на женщину как на источник всякого зла, поскольку в Библии сказано, что именно через неё в мир вошёл грех. В соответствии с тезисом о греховной природе женщин был сформулирован тезис о том, что за женщиной нужно постоянно присматривать, чтобы удержать её от зла, она должна находиться в подчинённом положении. Стали распространяться поучения, предостерегающие мужчин от общения с порочными, злыми жёнами, например: «Что такое злая жена? Колодец смрадный, стрела с отравой, ветер холодный, день непогожий, пустота в доме, неистовая коза. Встречал я льва на пути и разбойника на распутье; от обоих убежал, а от злой жены не смог убежать. Есть мужи – городами владеют, а жёнам служат».

Но, с другой стороны, именно через женщину пришло в мир спасение: от девы Марии родился Христос. Поэтому образу злой жены как олицетворению всех смертных грехов, страстей и пороков в древнерусской литературе противостоит образ доброй жены – работящей хозяйки, «смиренной», «тихой», богобоязненной. Образ такой женщины наиболее ярко запечатлён в Домострое, памятнике XVI века.

В XVII веке в женском образе появляются новые черты. Об этом свидетельствует «Повесть о святой Иулиании Муромской», созданная вскоре после событий Смутного времени. В «Повести» описана уникальная ситуация, когда замужняя женщина, реализовавшись в семье, ищет другие пути для раскрытия своего потенциала. После многих лет семейной жизни Иулиания ощутила потребность провести жизнь в служении Богу, однако встретила на этом пути сопротивление со стороны мужа. Она оказалась в сложной ситуации выбора между долгом и личными устремлениями. В конечном итоге, в соответствии с предписаниями Домостроя она решила посвятить себя мужу и семье, заботе о ближних и через это обрести спасение души. Это был её сознательный выбор, а не слепое следование за мужем. Умение женщины принимать самостоятельные решения начинает цениться.

Екатерина Дашкова

– Как изменилось отношение к женщине в следующие века?

– Новое отношение к женщине появляется уже в середине XVII века. Свою роль в этом сыграл раскол русской церкви. Новые черты, которые начинают цениться в женщине, наиболее ярко просматриваются в женских образах, созданных в «Житии» протопопа Аввакума. Жена Аввакума Анастасия Марковна в «Житии» предстаёт доброй, любящей, терпеливой, сильной женщиной, верной спутницей и опорой, которая может вместе с мужем перенести все испытания. Однако она выступает не только заботливой хозяйкой, но и советницей мужа в духовных делах. Например, в тяжёлой ситуации, когда было ясно, что если Аввакум будет отстаивать свою веру, то подвергнет риску не только себя, но и свою семью, он обратился к жене: «Жена, что сотворю? Зима еретическая на дворе; говорить ли мне или молчать? – связали вы меня!». Супруга отвечала ему: «Аз тя и с детьми благословляю: дерзай проповедати слово божие попрежнему, а о нас не тужи; дондеже бог изволит, живём вместе <...> обличай блудню еретическую!». Сама возможность учёта мнения жены не только в хозяйственных вопросах, но и в вопросах духовных, уже заметно отличает позицию Аввакума от идеала «Домостроя».

Кроме того, в своих сочинениях Аввакум одобрял деятельность женщин (например, его духовной дочери боярыни Морозовой), принявших участие в сопротивлении церковной реформе, призывал их продолжить борьбу. Он считал, что женщина, кроме семейных обязанностей, может выполнять и общественные функции. Протопоп в письмах своим духовным дочерям и женщинам, сочувствующим защитникам старого обряда, сумел передать не только доброе к ним отношение, но и восприятие их в качестве единомышленников, собеседников, с которыми можно обсуждать актуальные проблемы общественной жизни.

Отмеченные новые тенденции подготовили трансформацию идеала женского поведения в обществе, который особенно ярко проявился в Новое время. С появлением светской культуры ломаются старые традиции, происходит раскрепощение женщин. В XVIII веке у власти находились, в основном, не императоры, а императрицы! Встаёт вопрос о женском образовании, появляются первые женские учебные заведения, например, Смольный институт благородных девиц. Женщины включаются в общественную борьбу, находят себя в науке, образовании, литературном творчестве...

Беседовала Анастасия Грасмик

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на использование cookies и обработку своих данных. Узнайте подробности или измените свои настройки cookies.