Оценка уровня знаний за рубежом: задачи и их решение

В НГУ прошла лекция на тему «Система оценки уровня знаний студентов за рубежом». Профессор кафедры общей физики, кандидат технических наук Валерий Семенович Черкасский рассказал о том, как за границей оценивают уровень знаний студентов

О российской системе

Существующая оценка знаний российских студентов всем известна. Она основана на двух экзаменационных сессиях и на пятибалльной шкале оценок. Формой оценки знаний в наших вузах выступает устный экзамен, которому предшествуют обычно письменная контрольная работа, решение задач на самом экзамене, зачет-допуск и т.д. Популярность данной системы можно объяснить ее привычностью и доступностью.

Но нельзя не заметить недостатки данной системы: во-первых, она не стимулирует постоянную работу студента; во-вторых, часто во главе угла ставится выученное, но, к сожалению, непонятое; и, в-третьих, отсутствует явно выраженная однородность оценки.

Согласно российскому законодательству, именно вуз обязан обеспечить разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающегося. Причем конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатывается вузом самостоятельно.

По мнению лектора, традиционная система оценки знаний, базирующаяся на субъективном мнении преподавателя об обучаемом, слабо связана с реальным уровнем приобретенных знаний и умений. Потому что, каким бы опытным и доброжелательным ни был педагог, устный экзамен – это всегда субъективная оценка человека человеком. Хотя студент по закону в случае возникновения разногласий с преподавателем имеет право требовать экзаменационную комиссию. Но здесь не нужно забывать и о том, что студент имеет право обратиться в суд с жалобой на комиссию, что «мол, необъективно спрашивали, не те вопросы задавали».

В силу упомянутой выше субъективности и узости шкалы оценок у преподавателей отсутствует возможность не только сравнивать студентов друг с другом, но и сравнивать уровень знаний студента от года к году, т.е. пресловутый уровень образования.

В дополнение к своим словам Валерий Семенович привел высказывание русского математика В.И. Арнольда, в 1991 году написавшего статью «Математический тривиум» в журнале «Успехи математических наук». В статье сказано следующее: «Уровень математической культуры падает: и студенты, и аспиранты, выпускаемые нашими вузами, включая механико-математический факультет МГУ, становятся более невежественными. Одна из таких причин, по-моему, это наша система экзаменов, специально рассчитанная на систематический выпуск брака, т.е. псевдоученых, которые математику выучивают как марксизм: зубрят наизусть формулировки и ответы на наиболее часто встречающиеся экзаменационные вопросы. Чем определяется уровень подготовки математика? Ни перечень курсов, ни их программы уровень не определяют. Единственный способ зафиксировать, чему мы научили своих студентов, это перечислить задачи, которые они должны уметь решать в результате обучения.

Речь здесь идет не о каких-либо трудных задачах, а о тех простых вопросах, которые составляют строго необходимый минимум. Этих задач необязательно должно быть много, но нужно жестко требовать, чтобы студент умел их решать».

Так каковы же базовые решения данной проблемы? По мнению профессора Черкасского, это, во-первых, учет работы в семестре; во-вторых, письменный итоговый экзамен с выставлением оценки по заранее заданной шкале; в-третьих, сочетание предварительной и экзаменационной оценки по определенным, заранее заданным правилам.

Опыт других стран

В большей части тех стран, которые мы считаем развитыми (США, Англия, Франция, Германия и другие) практически отсутствуют устные экзамены. Исключения составляют экзамены по гуманитарным дисциплинам.

В процессе обучения студента происходит та или иная оценка промежуточных результатов и итоговая оценка специальным образом сконструирована из промежуточной оценки за работу в семестре и из экзаменационной письменной работы.

В качестве примера лектор привел Израильский технологический институт (Технион). Это университет в городе Хайфа в Израиле. Один из лучших университетов Европы и Азии в технической отрасли. Занимает высокие места в мировом рейтинге вузов. В настоящее время институт располагается на площади, занимающей 300 гектаров на северном склоне горы Кармель. На этой территории расположено около 100 зданий, которые и образуют «кампус Техниона». Изучаемые специальности: сельское хозяйство, аэрокосмическая техника, ландшафтная архитектура, информационные системы, электротехника и электроника, геодезия и картография, биотехнология и технология производства продуктов питания, экономика, математика и статистика, лабораторная медицина, молекулярная биохимия и другие. Образование в Технионе платное.

Поскольку оценка уровня знаний имеет место не только в процессе обучения, но и при поступлении, лектор рассказал о схеме поступления в этот университет. Такие же механизмы используются во многих вузах Америки.

Абитуриент, получивший среднее образование в Израиле, поступает в вуз по среднему баллу аттестата. Все поступающие пишут «психотест». Такой тест, по словам Валерия Семеновича, гораздо хуже, чем ЕГЭ:

«Если государственный экзамен у нас еще профилирован, то психотест – это испытание, которое проводится два раза и длится около 5–6 часов. Все вопросы психотеста общего характера. Как утверждают его авторы, с помощью такого теста определяется интеллектуальный уровень личности».

Для лиц, не учившихся в Израиле и не имеющих аттестата, организуются вступительные экзамены по обычным предметам: математике, физике, информатике и т.д. Поступившие ребята проходят дополнительное испытание – распределительный экзамен, который проводится по основным дисциплинам: физике, английскому языку и математике. Для чего это делается?

К примеру, в некоторых странах школьник может выбрать тот уровень физики, который будет изучать в школе. Физика первого уровня – это наша привычная школьная физика. На уроках физики второго уровня вам могут объяснить, чем электричество отличается от тепла, т.е. уровень уже чуть ниже. Третий же уровень – это рассказы о живой и неживой природе.

Так вот, если человек получил хороший балл в израильской школе по физике 2-го или 3-го уровня, то ему, а также эмигрантам из стран, уровень знаний которых неизвестен, предлагается сдать распределительный экзамен.

В зависимости от того, по какому предмету студент не набирает необходимого количества баллов, он должен будет в течение учебного года сдать дополнительные экзамены за школьный курс. При этом не вместо дисциплин своего курса, а сверх того.

Примечательно то, что для студентов Техниона нет понятия «пересдача». Вместо него существует понятие «два экзамена». То есть студент может официально сдавать экзамен два раза. Обе попытки абсолютно равноправны. Например, человек знает, что у него первый раз сдача экзамена 10 февраля, а второй – 1 марта. При этом на первый экзамен он может не идти, а явиться сразу на второй. Но вот засчитана будет последняя оценка. Не лучшая, а последняя станет итоговой!

Как правило, срок обоих экзаменов объявляется до начала чтения курса.

После получения оценки за письменный экзамен студент может заказать по интернету копию своей проверенной работы с оценкой каждого задания и при желании подать письменную апелляцию.

При обработке письменных работ студенту добавляется некоторая сумма баллов, если средний балл за экзамен у всего курса недостаточно высок. Итоговая оценка определяется комбинацией из собственно оценки на письменном экзамене и оценки за работу в семестре.

Если в сумме студент получает меньше 55 баллов из 100 – это «неуд».

Как учитываются все задания семестра в итоговой оценке? Здесь возможны два варианта:

1. Обязательное выполнение письменных домашних заданий. В этом случае максимальная сумма баллов, которую можно набрать по всем заданиям семестра, – 100 баллов.

2. Вместо обязательного выполнения домашних заданий – написание двух-трех промежуточных контрольных. Это также максимум 100 баллов. Тогда каково соотношение баллов в итоговой оценке?

Если оценка за работу в семестре выше оценки экзаменационной письменной работы, то 20 % от разницы добавляется студенту. То есть, если Вы получили 80 баллов за работу в семестре, а на письменном экзамене набрали только 60, то выходит разница в 20 баллов. От этой разницы берется 20 %. Получается 4 балла. Их и добавляют к вашей экзаменационной оценке.

Если студент неудачно сдал экзамены, и его отчислили, то вернуться он сможет только через 2 года.

Что касается поощрений за хорошую учебу, то они существуют. После каждой сессии деканат вывешивает список студентов, которые попадают в ректорский список. Это около 3 % обучающихся на факультете. А также список декана (около 15 %). Списки составляется с учетом рейтинга студента. Главным поощрением является высокий суммарный выпускной балл, который впоследствии предъявляется работодателям, таким как Intel , IBM и Motorolа.

Как отмечает Валерий Семенович, студенты зарубежных вузов сознательнее относятся к учебе. У них высока степень мотивации попасть в престижные компании. Молодые люди не отрабатывают учебу, а учатся для себя. И эта одна из черт, которую бы россискому образованию точно следовало позаимствовать.

ТЕКСТ: Дарья Гревцова ФОТО: Сергей Ковалев

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на использование cookies и обработку своих данных. Узнайте подробности или измените свои настройки cookies.