Мы можем ругать его, можем с ним спорить, но жизни без него в современном мире мы уже не представляем. Телевидение не только «показывает нам мир», но и во многом формирует наше мировоззрение. О том, кто и как создает реальность по ту сторону экрана, мы знаем немного, но именно благодаря им сейчас и существует, как говорили в известном фильме, «одно сплошное телевидение».
Какие моменты нужно учитывать в общении с героем сюжета? На что обращать внимание и как себя вести? На эти и другие вопросы на своем мастер-классе «Коммуникации в телевидении» ответил главный редактор программы «Новосибирские новости» (Муниципальное телевидение), телеведущий, выпускник ФЖ НГУ Павел Афанасьев. Его лекция была посвящена в большей степени практическим вопросам, нежели теории, а потому была особенно ценна для студентов.
Павел рассказывал о том, что в первую очередь нужно быть нейтрально настроенным к собеседнику, потому как стереотипы мешают увидеть в герое главное – человека:
– Ребята, избавляйтесь от стереотипов по отношению к людям. Если девушка – блондинка, это еще не значит, что она глупая. Дайте человеку шанс раскрыться. Если вам удастся показать героя с другой стороны, развеять мифы и подметить скрытые детали характера, то это профессиональный успех.
Также телеведущий говорил о том, что необходимо следить за собственным настроем, т.к. можно перенести свое состояние на другого человека. Хорошо, когда это позитивный и конструктивный настрой. А если нет? Тогда есть вероятность отбить у героя желание высказываться и испортить материал:
– Проецирование – психологический термин, важный в нашем деле. Следите за поведением, т.к. вы можете переносить состояние на героев, навязывая собственные настроения. К примеру, работает в редакции телеведущая. Исполняет свои обязанности. Тихая, ответственная, никого не тронет. А приходит в студию и срывается на гримера. Открывает двери чуть ли не с пинка и заявляет: «А что у тебя сегодня настроение плохое, да?» Тем самым телеведущая проецирует свое не лучшее настроение на другого человека. Или интервьюер не доволен чем-либо. Постоянно дергает собеседника, нервничает. Никакого дельного интервью не выйдет в таком настроении. Но помните, что проецирование – взаимообратный процесс.
Еще очень важно запомнить, как надо вести себя в ситуации, когда человек нервничает сам. Ни в коем случае не нужно говорить: «Вы нервничаете! Успокойтесь!» Вы герою, конечно, добра желаете. Но, во-первых, «успокойтесь» – это императив, во-вторых, уличение в слабости.
Если действительно хотите успокоить человека, то расскажите о съемочном процессе, отвлеките его посторонними темами. Попросите присесть, дайте воды. Людям важно чувствовать опору в стрессовые моменты.
Продолжая тему стрессовых ситуаций, Павел рассказал про эмпатию:
– Все наши действия по установлению контакта направлены на эмпатию. Присоединение и сопереживание, когда один может понимать чувства другого.
Когда вы разговариваете с героем, у которого все чувства наружу (шок или наоборот, его переполняют эмоции), то неосознанно вы будете присоединяться к этим чувствам. К примеру, не можешь, не сочувствовать вдове шахтера или родственникам погибшего солдата. Если история менее трагична и вас по-человечески не трогает, то эмпатии не возникает, человек это ощущает и закрывается. Чтобы такого не происходило, старайтесь чувствовать, быть листиками на ветру (улыбается). Но не переборщите! Присоединяйтесь, соблюдая границы. Мы все-таки, журналисты, а не психологи.
В ходе мастер-класса телеведущий не раз приводил яркие примеры из жизни, помогающие усвоить рассказанный материал:
– Есть такая вещь в коммуникации – подстройка. Когда журналист в определенной ситуации выбирает ту же манеру поведения, что и его собеседник. Расскажу историю из жизни. Еду со своей будущей женой на машине по октябрьской магистрали на приличной скорости. Рядом едет автомобиль и через некоторое время начинает меня обгонять. А тут, откуда ни возьмись, гаишник с радаром! Тот водитель пролетает мимо, а я испугался и притормозил. Понимаю, что виноват, но не знаю, меня он остановить хотел или того парня. Я открываю окно и таким характерным тоном спрашиваю: «Командир, ты меня?». Гаишник направляется в мою сторону, так как того он упустил, но услышав вопрос, отвечает, махнув рукой: «Да не, не тебя!». Я закрываю окно и еду дальше. Моя девушка дико хохочет и говорит: «Афанасьев – ты гопник! Никогда не слышала, чтобы так разговаривал». Ответил, что сам не ожидал от себя такого тона.
Потом долго размышлял над этим случаем. И понял, что это профессиональное. Когда приезжаю на съемки, то стараюсь разговаривать с людьми на их языке. С военными на одном языке, с учеными – на другом.
Если у вас начинает происходить процесс подстройки – не тормозите себя. Это здорово! И здесь нет ничего зазорного. Если вы будете вести себя пять минут так, как привык собеседник, то и будете своим, а это важно. Потому что тогда вам ответят. На самом деле, ребят, вы все умеете. Просто научитесь слушать себя.
Студенты охотно задавали вопросы и отмечали, что теория и практика для журналиста в совокупности дают более плодотворные результаты, чем каждая из них в отдельности.
Подготовила Дарья Гревцова
17 июня в Новосибирском государственном университете завершился образовательный Спринт «Медицинский маркетинг». В нем принимали участие 50 участников, в финал вышли 9 команд.
20 июня в Новосибирском государственном университете начался прием документов на программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры и ординатуры. Рассказываем о самом важном, что нужно знать абитуриентам.
Данные работы завершены более чем на 80%. Также выполнена большая часть работ по кладке стен и перегородок.