Группа ученых из НИИ физиологии и фундаментальной медицины, РАН и НГУ провела исследование в области психофизиологии, результаты которого показали: привычные реакции человека сопровождаются меньшей мозговой активностью. Работа будет опубликована в журнале Personality and Individual Differences в ноябре этого года.
Авторы статьи Personality and the neural efficiency theory – д. б. н., заведующий лабораторией дифференциальной психофизиологии НИИ физиологии и фундаментальной медицины (НИИ ФФМ) Геннадий Князев, выпускница НГУ, Людмила Пылкова, к. б. н., научный сотрудник НИИ ФФМ Андрей Бочаров, к.б.н., выпускник НГУ, научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Ярослав Слободской-Плюснин, д. пс. н., заведующий лабораторией психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН Дмитрий Ушаков.
Исследователями была сформулирована гипотеза: люди, избирающие не свойственную им стратегию поведения, испытывают большее эмоциональное напряжение, чем при проявлении характерных реакций. Соответственно, привычные реакции должны сопровождаться меньшей мозговой активностью.
В качестве аналогии учеными было взято положение теории нейрональной эффективности из области исследований интеллекта, согласно которому мозг испытуемых, показывающих в среднем лучшие результаты в различных тестированиях, затрачивает меньше ресурсов.
В эксперименте участвовали 46 человек. Суть его состояла в том, что испытуемым демонстрировались изображения людей со счастливыми, гневными и нейтральными выражениями лиц, а затем предлагалось выбрать стратегию взаимодействия с каждым «виртуальным» человеком – подружиться, проявить агрессию или избежать контакта. Мозговые процессы регистрировались электроэнцефалографом.
После испытуемые заполнили ряд опросников, в том числе личностный профиль по Айзенку, и им были присвоены оценки по трем личностным шкалам: экстраверсии, нейротизму и психотизму.
По словам доктора биологических наук Геннадия Князева, задачей исследования было выявить взаимосвязь между реакциями испытуемых, размерностями личности по Айзенку и показателями синхронизации в тета-диапазоне, которые коррелируют с эмоциями – чем сильнее эмоциональное напряжение, тем больше амплитуда колебаний в тета-диапазоне. При этом за определенные эмоции отвечают разные доли коры головного мозга.
Другими словами, согласно гипотезе, когда личность проявляет несоответствующие ее поведенческому типу эмоциональные реакции, напряжение мозга возрастает, и наоборот. Например, мозг экстраверта меньше напрягается при проявлении дружелюбия и больше – при проявлении агрессии.
«Психология личности одной из своих задач ставит предсказание поведения людей. Однако так называемый пресс ситуации зачастую делает это невозможным. Мы взяли теорию нейрональной эффективности и применили ее в психологии личности для того, чтобы проверить, как ведет себя мозг людей при выборе соответствующих или несвойственных им поведенческих реакций», – говорит Геннадий Князев.
Результаты исследования подтвердили гипотезу: экстраверты чаще проявляли дружелюбность, и это сопровождалось менее выраженной, чем у интровертов, синхронизацией в тета-диапазоне в левой префронтальной коре. У личностей с соответствием нейротизму выбор избегания показывал меньше выраженную тета-синхронизацию в правой коре. Испытуемые с высокими оценками по шкале психотизма чаще выбирали агрессивное поведение, которое у них сопровождалось менее выраженной тета-синхронизацией в левой прецентральной извилине.
Напомним, что специалисты НГУ и НИИ физиологии создали в рамках повышения международной конкурентоспособности университета совместный проект «Лаборатория биологических маркеров социального поведения человека».
Студентка НГУ выявила влияние медитативных практик на работу мозга.
Уникальное приложение будет доступно для пользователей, не обладающих навыками программирования. Оно поможет обрабатывать полученные спектры намного быстрее, чем позволяют существующие программные продукты, и обеспечит максимально быструю обработку и эффективный анализ данных, которые будут получены на СКИФ.
Разрабатываемое ПО будет превосходить западные аналоги по ряду параметров. Пилотная версия будет готова к концу 2025 года.