Профессор Андрей Гуртов: «В России очень талантливые специалисты, с которыми приятно сотрудничать»

Андрей Гуртов в 2004 году в возрасте 25 лет стал самым молодым доктором философии на Факультете компьютерных наук в Хельсинском университете, а в 28 — самым молодым членом Финского союза профессоров университетов. Занимал должность сопредседателя IRTF (Internet Research Task Force), был профессором в Центре беспроводной связи Университета Оулу (Финляндия). Посещал с краткосрочными научными визитами многие известные университеты: MIT, Stanford, University of London, Oxford University, RWTH Aachen, Bern University, Hebrew University of Jerusalem и многие другие.

На сегодняшний день Андрей Гуртов — самый цитируемый автор Хельсинкского института информационных технологий (HIIT) на ResearchGate. Он имеет звания Заслуженного ученого ACM (Association for Computing Machinery) и Заслуженного лектора IEEE (Institute of Electrical and Electronic Engineers) и является редактором международного научного журнала «Распределенные сенсорные сети».

— Расскажите, почему Вы решили пойти в науку?

— Я думаю, сказалась семейственность. Мой отец — профессор физики (кстати, аспирантуру он заканчивал у вас в НГУ), мама тоже работала инженером в университете. В семье науку уважают, потому что здесь всегда есть перспективы, относительно свободный график и, конечно, возможность реализовать себя. Еще я люблю путешествовать, что возможно благодаря конференциям, и уже посетил 65 стран.

— А почему не остались в России?

— Я уехал, когда был студентом второго курса математического факультета Петрозаводского государственного университета. Это были «дикие 90-е», только распался Советский Союз, кризис и полный развал системы образования. Помню, тогда у нас в вузе даже толком не топили. Мы сидели на лекциях в куртках, писали карандашами, потому что чернила в ручках замерзали. Студенческая жизнь была веселой, все сессии сдавал на «пять», но все-таки показалось, что за границей много нового. Кстати, диплом бакалавра и магистра в России я все-таки получил, благодаря перезачету части курсов.

— А почему именно Финляндия?

— Потому что там высылали приглашение на учебу, плюс к этому во время обучения платили стипендию, на которую можно было худо-бедно жить. А еще, эта страна находится относительно недалеко от Петрозаводска: вечером сел на маршрутку и к утру уже доехал. Можно было съездить в гости к родственникам, пообщаться с друзьями. Кроме того, там была англоязычная программа, а это очень важно. Потому что даже сейчас в Германии, например, мало где можно получить образование на английском языке, особенно бакалавра.

— Как бы Вы оценили российскую науку?

— В России, конечно, очень сильны фундаментальные дисциплины, потому что там ведутся, по большей части, формальные исследования. Наш Хельсинкский институт, например, активно сотрудничает с институтом Академии наук по теории игр и с Санкт-Петербургом у нас есть совместная лаборатория сетевой безопасности, которая входит в программу 5-100. А вот прикладная наука здесь немного хромает, поскольку там важно плотное взаимодействие с действующей индустрией. А в России, как мне кажется, это еще недостаточно отлаженный механизм.

— Вы считаете, IT — это сейчас перспективная сфера? Стоит ли идти учиться на специалиста этого направления?

— Информационные технологии занимают все большее место в нашей жизни, они присутствуют в буквально всех ее аспектах: электронный банкинг, самоуправляемые автомобили, умные дома, электросети. И с каждым годом это направление только развивается, поскольку требований и желаний у потребителей становится все больше. Особенно актуальной сейчас является сфера сетевой и информационной безопасности. Например, в США на такие специальности сейчас более 200 тысяч открытых вакансий. Поэтому, если вы хотите всегда иметь возможность работать, развиваться и зарабатывать хорошие деньги, то IT — как раз то, что нужно.

— По Вашему мнению, в России хорошая школа подготовки IT-специалистов?

— Я думаю, что здесь готовят профессионалов своего дела. Об этом можно судить хотя бы потому, что российские команды каждый год занимают ведущие места на международных олимпиадах по программированию. Единственно, чего хотелось бы добавить в образовательный процесс — большую интеграцию студентов в различные индустрии еще во время учебы. Хочется, чтобы сюда приходили большие компании, типа Google или Microsoft, которые активно поддерживали бы исследовательский процесс. Я работал здесь в Хельсинки со студентами из России и стран бывшего Советского Союза. Очень одаренные ребята. И вообще, в России очень талантливые выпускники и специалисты, с которыми приятно сотрудничать.

— Как Вам Академгородок?

— Благодаря экскурсии, организованной руководством местной секции IEEE, смог посмотреть Академгородок и его окрестности. То, что я увидел, мне очень понравилось. Везде чисто, очень зелено и люди вокруг интеллигентные. Очень приятное место для того, чтобы жить и заниматься наукой. Понравился музей железных дорог и, конечно, «Жизель» в Оперном театре.

Александра Трофименко
Фото: www.cs.helsinki.fi