Профессора НГУ обсудили Февральскую революцию

17 февраля в Новосибирске прошла Межвузовская научная конференция «Февраль 1917-го: уроки прошлого». В ней приняли участие ученые НГУ, специалисты по истории революции и Гражданской войны.

Конференция была организована Новосибирским государственным университетом, Новосибирским государственным университетом экономики и управления и Новосибирским высшим военным командным училищем.

Участники конференции обсудили несколько аспектов революции: социально-культурный, военно-политический, правовой и философский. Всего на конференции было представлено 52 доклада участников из 9 городов Российской Федерации и Республики Беларусь.

— Революция 1917 года практически сразу же приобрела мифологическое измерение. После победы большевиков в октябре 1917 г. несколько лет отмечалась именно годовщина Февральской революции. Однако в течение 1920-х гг. сложился ритуал празднования Октябрьской революции, а Февральская ушла на второй план. В дальнейшем она лишилась самостоятельного значения и рассматривалась исключительно как предшественник «Великой Октябрьской социалистической революции». Таким образом сложилась концепция «Красного Октября», которая просуществовала до 1990-х годов, когда с изменением политической ситуации Февральская революция вновь стала выходить на первый план. Однако Февральская революция так и не стала значимым событием ХХ века в связи с тем, что в 1990-е гг. активно пропагандировался ещё один исторический миф — «Россия, которую мы потеряли», то есть Российская империя конца XIX – начала ХХ века. Соответственно, свержение монархии Романовых рассматривалось как негативный факт, и Февральская революция, которая как раз и привела к свержению самодержавия, оказалась снова на периферии общественно-политических дискуссий, — рассказывает в своем докладе «Революция и Гражданская война в массовом сознании в современной России» доктор исторических наук, профессор НГУ Владислав Кокоулин.

— Современное массовое сознание не воспринимает Февральскую революцию ни в историческом, ни в символическом измерении, поскольку по результатам анкетирования среди студентов НГУ, курсантов НВВКУ и учащихся СУНЦ НГУ практически никто не смог назвать точную дату Февральской революции, её символику и значение для истории России. Эти представления о Февральской революции формируют как фоновое знание — комментарии в СМИ, сообщения в социальных сетях, учебная и научно-популярная литература, — отмечает он.

Специалисты НГУ выступали на пленарном заседании и секциях. Доктор философских наук Олег Донских выступил с докладом «Кадеты до и после февраля 1917 года», доктор исторических наук Михаил Шиловский — «Военнослужащие в русских революциях: особенности участия (на примере азиатской России)» , доктор исторических наук Сергей Красильников — «Российская интеллигенция в 1917 году: динамика социально-политических трансформаций». Доктор культурологии, профессор НГУ Геннадий Пиков представил доклад «О характере революционных преобразований в российской истории».

— В докладах отмечалась сложность и неоднозначность процессов, приведших к Февральской революции 1917 г., специфика деятельности различных категорий населения (в частности, военных) и политических партий. Участники конференции отметили, что саму революцию можно считать в равной степени как революцией военных, так и революцией кадетов. Отмечался и региональный аспект революционных событий на примере Сибири, — говорит Владислав Кокоулин.

Во время конференции работала выставка, посвящённая Февральской революции. Кроме научной литературы здесь были представлены подлинные документы, относящиеся к деятельности легендарного партизанского командира в Енисейской губернии в годы Гражданской войны Петра Щетинкина.



Последняя редакция: 22.02.2017 17:55