Прощально-музыкальный марафон

Последний в этом учебном году концерт Клуба любителей классической музыки НГУ состоялся 20 июня. Он завершал блестящий сезон концертов, которые с осени 2013 года проводятся в Музыкальном салоне НГУ.

Мария Александровна Тимофеева, руководитель Клуба, старший преподаватель кафедры истории культуры ГФ НГУ, назвала этот «нестандартный» концерт «прощально-музыкальным марафоном». Впервые в нём было два отделения, каждое из которых длилось около часа. Программа была очень насыщенная: исполняли самые любимые музыкальные сочинения.

Композитор-фаворит Клуба – Иоганн Себастьян Бах. Во многих учебниках немецкий композитор выглядит очень внушительно. Мария Александровна отметила, что такова была черта эпохи: «портрет должен был выражать солидность».

Помимо исполнения сочинений Баха – за роялем, на флейте и на скрипке, истории из жизни немецкого композитора читала Софья Лазарева, студентка ФФ. Например, Иоганн Себастьян Бах объяснял свой талант так: нужно «стараться вовремя ударять по клавишам – и инструмент сам будет играть».

Удивительно, как органично музыка переплеталась с поэзией. Выпускница ФФ Мария Горынина пела «Баркаролу» Франца Шуберта.

Стихотворения Поля Верлена на французском языке читала Юлия Виноградова, студентка ФИЯ. «А вот Пушкин бы всё понял!» – отметила Мария Александровна, добавив: «Но, как говорят критики, можно наслаждаться музыкой стиха».

Василий Костиков, выпускник ММФ и преподаватель ЭФ, исполнил на виолончели вторую часть сонаты для виолончели и фортепиано Габриэля Форе, пообещав, что на следующем концерте публика услышит все три части.

Перед зрителями возникали дуэты, трио, квартеты – из студентов и преподавателей НГУ. Вместе со скрипачом-физиком Андреем Рабусовым выступал флейтист-математик Антон Бернштейн. Антон и Андрей были когда-то первыми участниками Клуба любителей классической музыки НГУ, стояли у самого его зарождения. Они исполнили сонату Георга Филиппа Телемана – современника Баха. Мария Александровна Тимофеева отметила, что «в последние 50 лет к нам всё более приближаются имена тех, кто считался композиторами второго плана, хотя каждый из них был по-своему велик».

Пианистка Елена Топоногова, скрипачки Алла Меренкова (преподаватель ФИЯ) и Елена Васюкова из Института геологии и минералогии СО РАН, виолончелист Александр Рудаков исполняли «Багатели» Антонина Дворжака. Музыка чешского композитора в их исполнении прозвучала ярко и празднично.

Когда началось второе отделение, Мария Александровна рассказала, как Йозеф Гайдн будил слушателей: австрийский композитор сначала играл плавно и спокойно, а потом выдавал резкий аккорд – и все тут же просыпались.

Вторую часть струнного квартета Гайдна (ор. 76) впервые исполнили Андрей Рабусов (ФФ, скрипка), Игорь Дульцев (ММФ, скрипка), Руслан Ямалетдинов (ФЕН, альт) и Иван Чайка (ГГФ, виолончель). Для Клуба любителей классической музыки это выступление было особенно важным и радостным, поскольку ознаменовало рождение квартета – теперь ребята могут выступать в таком составе и вместе исполнять столь сложные произведения.

А настоящей «жемчужиной» концерта стало исполнение виолончелистом Иваном Чайкой (ГГФ) «Песни Сольвейг» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».

Участники Хоровой капеллы НГУ во главе с Иваном Тахоновым (преподаватель ММФ), чтобы развеселить слушателей, предваряя исполнение меланхоличного и печального Джона Дауленда (современника Шекспира), пообещали вогнать в тоску «если не музыкой, то исполнением». К слову, в 2014 году английскому композитору исполнился бы 451 год (было решено как-то это отметить!).

Последним героем программы был французский композитор Эрик Сати. Мария Александровна объяснила, что в учебниках чаще всего писали об эксцентричном характере музыканта и о его нелюбви к мытью рук – Сати тёр их пемзой. Антон Бернштейн «заступился» за француза, объяснив, что именно он был «отцом-основателем» всей современной музыки: «В музыке Сати – зародыши всех последующих музыкальных направлений XX века».

На прощание Мария Александровна пожелала удачи студентам, сдающим экзамены, и добавила, что ещё «много авторов, много стихов ждут своего часа».

Анастасия Грасмик

Фото: Тимур Жданов и Сергей Востриков