На канале «Культура» недавно состоялась российская премьера документального фильма выпускника Новосибирского государственного университета Павла Головкина. Картина «Темное небо. Белые облака» впервые была показана на самом крупном европейском канале культуры ARTE в 2015 году и вызвала интерес у европейского зрителя.
Павел Головкин окончил гуманитарный факультет НГУ. После работал на телеканалах ОТС и ГТРК. Свой первый полнометражный фильм «Зимнее соло волны» посвятил певице Веронике Джиоевой. Работы Павла Головкина были отмечены российскими и зарубежными кинокритиками. Французский кинематографист Жан-Мишель Перно написал о картине «Темное небо. Белые облака» следующее: «Этот документальный фильм является исключительным. Это чудо поэзии, интеллекта и сердца. Это открытие, которое позволяет нам полюбить работу великих людей, творящих для детей».
По словам самого режиссера, его фильм о том, как жизнь отбирает у взрослого человека то, что сначала ему дарит в детстве.
В основе сюжета – история детской киностудии «Поиск», где дети создают мультфильмы, которые получают награды на всех кинофестивалях, однако внешний мир живет по другим законам: студия располагается в старом бараке, а ее создатель Петр Анофриков десятилетиями бьется с бюрократией, пытаясь получить новое здание. Его поддерживает один из самых знаменитых мультипликаторов мира Юрий Норштейн. Удастся ли взрослым сохранить для детей их территорию непосредственности, радости и свободного творчества, как в книжках знаменитой шведской сказочницы Астрид Линдгрен?
– Я вырос на книжках четырех людей, среди которых Астрид Линдгрен. В некотором роде этот фильм – благодарность Астрид за то, что она когда-то подарила мне. Говоря о ней, я словно делюсь чем-то сокровенно близким, – рассказывает автор.
Часть съемок проходила в Швеции, участие в создании фильма приняла дочь Астрид Линдгрен и ряд детских писателей.
Мировая премьера фильма состоялась на французском канале «Арте», зрители тепло восприняли фильм, несмотря на то, что события развивались далеко от привычных европейцам мест – в Сибири.
– На сайте "Арте" во Франции и Германии были очень нежные отзывы, – рассказывает режиссер. – Я не знаю, какое количество людей посмотрело фильм и сколько из них восприняло его, но благодаря прекрасным письмам после эфира, у меня в душе еще долго была какая-то чудесная франко-немецкая сказка и ощущение, что они меня поняли! Я хотел бы думать, что люди разных стран не очень отличаются друг от друга, но, к сожалению, мой опыт пока показывает обратное. Однако я верю, что в каждой стране можно найти человека, который тебя услышит.
Примечательно, что иллюстрации к фильму (сказочную страну между Светом и Тьмой) рисовал сам Павел Головкин.
– У меня нет художественного образования, – рассказывает он. – Однако, когда я учился в НГУ, все мои тетради, в которых по-хорошему должны были быть конспекты лекций, были в рисунках. При этом я не променял бы свой университетский диплом ни на какой другой. Страшно жаль, что сегодня почти невозможно быть «человеком эпохи Возрождения», на одинаково высоком уровне работающим в самых разных областях. Мне бы хотелось этого.
На вопрос о том, где человеку, решившему пойти в большое кино, черпать вдохновения, режиссер отвечает просто – в мечте.
– Мне кажется, что самое главное в любой творческой профессии – уметь сохранить свою мечту. Это страшно сложно. Потому что, с одной стороны, ты должен сберечь внутри себя нежность и свет, а с другой – уметь сражаться за них с внешним миром. Именно сражаться. Когтями, клыками и кулаками. Это очень трудно совмещать, но это необходимое условие для создания кино в нынешних реалиях.
Анна Романенко
Фотографии Марии Тищенко