Режиссер Павел Головкин: диплом НГУ не променял бы ни на какой другой

На канале «Культура» недавно состоялась российская премьера документального фильма выпускника Новосибирского государственного университета Павла Головкина. Картина «Темное небо. Белые облака» впервые была показана на самом крупном европейском канале культуры ARTE в 2015 году и вызвала интерес у европейского зрителя.

Павел Головкин окончил гуманитарный факультет НГУ. После работал на телеканалах ОТС и ГТРК. Свой первый полнометражный фильм «Зимнее соло волны» посвятил певице Веронике Джиоевой. Работы Павла Головкина были отмечены российскими и зарубежными кинокритиками. Французский кинематографист Жан-Мишель Перно написал о картине «Темное небо. Белые облака» следующее: «Этот документальный фильм является исключительным. Это чудо поэзии, интеллекта и сердца. Это открытие, которое позволяет нам полюбить работу великих людей, творящих для детей».

По словам самого режиссера, его фильм о том, как жизнь отбирает у взрослого человека то, что сначала ему дарит в детстве.

В основе сюжета – история детской киностудии «Поиск», где дети создают мультфильмы, которые получают награды на всех кинофестивалях, однако внешний мир живет по другим законам: студия располагается в старом бараке, а ее создатель Петр Анофриков десятилетиями бьется с бюрократией, пытаясь получить новое здание. Его поддерживает один из самых знаменитых мультипликаторов мира Юрий Норштейн. Удастся ли взрослым сохранить для детей их территорию непосредственности, радости и свободного творчества, как в книжках знаменитой шведской сказочницы Астрид Линдгрен?

– Я вырос на книжках четырех людей, среди которых Астрид Линдгрен. В некотором роде этот фильм – благодарность Астрид за то, что она когда-то подарила мне. Говоря о ней, я словно делюсь чем-то сокровенно близким, – рассказывает автор.

Часть съемок проходила в Швеции, участие в создании фильма приняла дочь Астрид Линдгрен и ряд детских писателей.

Мировая премьера фильма состоялась на французском канале «Арте», зрители тепло восприняли фильм, несмотря на то, что события развивались далеко от привычных европейцам мест – в Сибири.

– На сайте "Арте" во Франции и Германии были очень нежные отзывы, – рассказывает режиссер. – Я не знаю, какое количество людей посмотрело фильм и сколько из них восприняло его, но благодаря прекрасным письмам после эфира, у меня в душе еще долго была какая-то чудесная франко-немецкая сказка и ощущение, что они меня поняли! Я хотел бы думать, что люди разных стран не очень отличаются друг от друга, но, к сожалению, мой опыт пока показывает обратное. Однако я верю, что в каждой стране можно найти человека, который тебя услышит.

Примечательно, что иллюстрации к фильму (сказочную страну между Светом и Тьмой) рисовал сам Павел Головкин.

– У меня нет художественного образования, – рассказывает он. – Однако, когда я учился в НГУ, все мои тетради, в которых по-хорошему должны были быть конспекты лекций, были в рисунках. При этом я не променял бы свой университетский диплом ни на какой другой. Страшно жаль, что сегодня почти невозможно быть «человеком эпохи Возрождения», на одинаково высоком уровне работающим в самых разных областях. Мне бы хотелось этого.

На вопрос о том, где человеку, решившему пойти в большое кино, черпать вдохновения, режиссер отвечает просто – в мечте.

– Мне кажется, что самое главное в любой творческой профессии – уметь сохранить свою мечту. Это страшно сложно. Потому что, с одной стороны, ты должен сберечь внутри себя нежность и свет, а с другой – уметь сражаться за них с внешним миром. Именно сражаться. Когтями, клыками и кулаками. Это очень трудно совмещать, но это необходимое условие для создания кино в нынешних реалиях.

Анна Романенко

Фотографии Марии Тищенко