Сибирские венеры

Коллекция мальтинских или, как их еще называют, сибирских венер хорошо известна во всем мире. Женские фигуры, массивные и худощавые, вырезаны первобытными художниками. Однако в Новосибирском госуниверситете теперь полагают, что не все мальтинские скульптуры изображают женщин. Среди коллекции оказалась детские фигурки и, возможно, мужские.

Мальта́ – стоянка древних людей эпохи верхнего палеолита. Памятник находится в Приангарье, в одноименном селе Мальта Иркутской области, он был открыт в 1928 году археологом и антропологом Михаилом Герасимовым. Исследуется до сих пор археологами Иркутского государственного университета. В результате археологических работ было обнаружено множество уникальных предметов, в том числе знаменитые статуэтки из бивня мамонта. В настоящее время коллекции с Мальтинской стоянки хранятся в различных музеях, в том числе Эрмитаже, Кунсткамере и Государственном историческом музее, Художественном музее г. Иркутска.

Мальтинские венеры – так зачастую называют эти статуэтки, по аналогии с «палеолитическими венерами» (обобщающее понятие для множества женских древнейших статуэток).

— Раньше считалось, что это исключительно изображения женщин. Теперь мы убеждены, что в скульптуре Мальты все половозрастные группы: в коллекции из Эрмитажа есть изображения детей, женщин разного возраста (существуют характерные детали, указывающие на возраст, подчеркнута продуктивная фаза (беременность, кормящие женщины)) и подростков, скорее всего мужчины, — рассказывает заведующая Лабораторией мультидисциплинарных исследований первобытного искусства Евразии НГУ, доктор исторических наук Людмила Лбова.

К такому выводу Людмила Лбова и ее коллега, доктор исторических наук Павел Волков пришли, проведя детальный микроскопический анализ статуэток и изучая технологию их изготовления.

Примеры изображения верхней одежды. Парка с опушкой по подолу и меховым капюшоном, распространенная у коренных народов Севера

— Примерный возраст коллекции, с которой работаем, по данным абсолютного датирования определяется в промежутке 19–23 тысячи лет. 4 тысячи лет разницы – это очень много для истории. Как показали современные археологические исследования, Мальта не является однослойным памятником, здесь представлен целый спектр разновременных горизонтов от 40 до 12 тыс. лет назад. Вероятно, интересующий нас 4х-тысячелетний комплекс является конгломератом, который довольно трудно разделить стратиграфически на микрослои. Поэтому у нас возник вопрос: сможем ли мы оценить возможную разновозрастность этого спрессованного слоя по изменению технологии, в первую очередь технологии обработки бивня? — рассуждает Людмила Валентиновна.

В общей коллекции с Мальтинской стоянки насчитывается более 850 предметов: человеческие фигурки и их фрагменты, фигурки птиц и различных животных, украшения, браслеты, орнаментированные жезлы и диски, и т.д. Людмила Лбова и Павел Волков проанализировали около сотни предметов из той части коллекции, что находилась в Эрмитаже. Среди них было 29 статуэток, фрагментов и деталей скульптуры. Исследования археологических образцов проводились с помощью бинокулярного микроскопа, результаты фиксировались макрофотосъемкой.

— Конечно, и раньше эту коллекцию смотрели многие другие исследователи. Однако возможности использования цифровой фотографии и микроскопов открывают нам новые горизонты. Ряд деталей, незаметных глазу, мы выявили с помощью цифрового многократного увеличения, — говорит археолог.

Новосибирские ученые проделали огромную работу: тщательно изучили поверхность статуэток, все оставленные древними скульпторами следы (точное расположение, начало и концы линий, углублений, их характер) и даже изготовили кремниевые орудия, с помощью которых воспроизвели древние технологии обработки бивня мамонта. В итоге ученые пришли к выводу, что большинство фигурок были одеты. На статуэтках «проявился» полный набор верхней одежды и аксессуаров: шапочки, парки, комбинезоны, обувь, пояса, браслеты, перевязи, даже рюкзаки.

Предположения, что на мальтинских статуэтках изображены элементы одежды, высказывались специалистами и раньше. На сайте Эрмитажа, где все фигуры обозначаются как «статуэтка женская», часть из них сопровождает уточняющая надпись «подвеска с изображением комбинезона (резными линиями или насечками – прим. автора)».

Детские фигуры. Верхняя одежда из тюленьих кишок (слева).Меховой комбинезон — керкер (справа)

В своих работах, делая предположения и выводы, ученые часто обращаются к материалам этнографии коренных народов Севера. Считается, что в изображениях одежды и головных уборов явно прослеживаются мотивы традиционной северной верхней одежды. Например, меховые комбинезоны (керкеры), распространенные у коряков, их носят женщины и, в основном, дети.

— Наши наблюдения показали, что керкеры характерны только для статуэток маленького размера, от 2 до 5 см. Крупные фигуры из мальтинской коллекции, достигающие 13 см, не имеют изображений комбинезонов. Более того, во всех случаях у фигурок, одетых в комбинезоны, выделяется непропорционально крупная голова. Именно такие пропорции мы наблюдаем у детей народов Севера в возрасте до 5 лет, одетых в комбинезоны с высокими капюшонами. Все это привело нас к мысли, что мы имеем дело с изображениями детей, — говорит Людмила Лбова.

На некоторых фигурах мальтинской коллекции можно внизу живота увидеть вырезанный с обеих сторон (спереди и сзади) статуэтки треугольник. Многие исследователи считали, что так древние художники изображали женский детородный орган. Однако в свете проделанной работы Людмила Лбова склонна думать, что скорее имеет дело с изображением элемента одежды – фартука или хвоста животного. Такая одежда известна как у народов крайнего Севера, так и у народов Африки и Юго-Восточной Азии.

Примеры головных уборов, встречающихся у чукчей. Рисунки Богораза В.Г., 1931 г.

Особый интерес у многих исследователей вызывали и вызывают головные уборы мальтинской скульптуры. Что это: шапочки или прически? В лаборатории мультидисциплинарных исследований первобытного искусства Евразии пришли к выводу, что на фигурках в основном изображены головные уборы, причем головные уборы разного кроя. Но встречаются и изображения причесок, а также их сочетание.

— У одной из фигур мы даже нашли выглядывающую из-под шапки челочку. Это был такой восторг! Более того, в этнографии я нашла большое количество аналогий крою таких шапочек. Но это уже отдельная тема для разговора, — говорит Людмила Валентиновна.

Что касается аксессуаров: поясов, перевязей, украшений, то ученые нашли шесть таких фигур-сюжетов. Раньше считалось, что в мальтинской коллекции их три: «Пояса выделяются довольно четко, выражены резными тонкими линиями. Различаются узкие пояски веревочного типа и широкие, выполненные параллельными линиями. Пояса изображаются как на передней, так и на задней части статуэток. Хорошо заметен пояс с подвешенным к нему предметом удлинённых пропорций (нож-кинжал?)…», — говорится в статье Людмилы Лбовой и Павла Волкова, опубликованной в журнале «Stratum plus».

Предположительно, изображение кинжала

— Это не случайная линия, — комментирует предполагаемый нож-кинжал Людмила Лбова, — это намеренно выполненный вырезанный предмет. Если вы посмотрите на традиционный костюм чукчей, то увидите там пояс, к которому подвешивается нож.

Особый интерес для ученых представляют две скульптуры из мальтинской коллекции: «На спине одной скульптурки выделена прямоугольной формы объемная в рельефе деталь, которая может быть интерпретирована как заплечная сумка (мешок). Второй случай более явный — на спине скульптуры линиями обозначен подтреугольный контур сумки (типа вещмешка с лямками), который хорошо просматривается на спине справа выше пояса. Эти элементы нами выделены впервые и представляют особый интерес. В этнографических параллелях широко известны спинные мешки, приспособления для переноса вещей (или маленьких детей)», — отмечают ученые в своей статье.

Примеры изображений заплечных мешков. Фигура подростка (справа)

— Эта стержневидная фигурка отличается от предметов всей коллекции и характером изображения, и характером поделочного материала (рог), и общими пропорциями. Вероятнее всего, это фигурка с рюкзачком изображает подростка. Не выражены и признаки женского пола, — говорит Людмила Валентиновна.

Работа ученых, содержащая много интересных подробностей, касающихся технологии изготовления мальтинских фигур, была опубликована в рейтинговых журналах Quaternary International и Stratum plus. Кроме того, недавно в дайджесте Siberian Times вышла популярная статья World famous ancient Siberian Venus figurines 'are NOT Venuses after all’, буквально взорвавшая западную прессу:

— Меня комментаторы спрашивают и спрашивают: для чего они использовались? Зачем они были сделаны, эти фигурки? Что они означали? Вы должны написать их функцию! Но как? Ведь я не могу мыслить также как люди того времени. Мы можем лишь сказать, как это было сделано, — объясняет ученый. Более того, существует не менее десятка различных версий интерпретации палеолитической скульптуры и ее функции в первобытных и архаических обществах.

Вернемся к решению той задачи, что стояла перед учеными первоначально. Возможно ли уловить такие моменты в изменении технологи, которые бы свидетельствовали о разновременности формирования археологических комплексов?

— Ответ будет дан в будущем, когда мы изучим всю коллекцию, те ее части, что хранятся в Кунсткамере и Государственном историческом музее. Дело в том, что многие невидимые глазу следы на поверхности статуэток, которые мы ищем, могут легко исчезнуть после очередной реставрации, когда фигуры покрывают особым составом для консервации. Поэтому мы понимаем всю фрагментарность нашего исследования. И хотя у нас сформирован фотоархив изображений и обнаруженных на них микроследов, хочется еще раз туда вернуться для работы, — говорит Людмила Лбова.

В тексте использованы фото из презентации Л.В. Лбовой

Дина Голубева