Социолог НГУ выяснила, какой стрит-арт нравится новосибирцам

— Интервью с художниками сильно повлияли на ход исследования, — рассказывает Ксения Калашникова, — например, было решено, что некорректно называть любые надписи или рисунки на стенах «граффити» или «стрит-арт», так как за этими явлениями стоят разные люди с разными целями и взглядами. В результате долгих аналитических поисков, было решено, что критерии для выделения видов — это этапы, через которые сообщение проходит в процессе коммуникации. В итоге мы получили несколько основных видов: надписи и знаки, граффити, стрит-арт, паблик-арт, ЖКХ-арт и баффы.

По словам исследователя, каждый вид арта обладает рядом особенностей и адресован конкретной аудитории.

Так, например, самый популярный, граффити, рассчитан на «своих», непосвященному человеку очень трудно понять замысел автора, в то время как стрит-арт направлен на более широкую аудиторию.

— Одна из категорий авторов граффити видит пространство города как поле для соревновательной игры,— подчеркнула исследователь, — поэтому если вы прогуляетесь по городу и внимательно на него взглянете, то, скорее всего, найдете одинаковые «автографы». При этом стрит-арт, напротив, адресован широкой аудитории и направлен в первую очередь на то, чтобы побудить в умах горожан определенные мысли, заставить улыбнуться или шокировать. Это стихийное явление, у которого, на наш взгляд, не должно быть заказчика.

Ксения Калашникова отметила, что популярный в последнее время паблик-арт — это, как правило, масштабные работы, у которых есть заказчик. В виде примера она приводят недавно оформленный забор на площади Маркса или трансформаторную будку у мемориала Славы в Бердске.

Композиции, созданные инициативными жильцами домов, социолог выделила в отдельную категорию «ЖКХ–арт».

А технологию закрашивания — баффы, по ее словам, привлекает желающих «повандалить», так как на не совпадающих по цвету с остальной стеной квадратах часто можно наблюдать различные надписи и знаки.

В ходе исследования социолог пришла к выводу, что наиболее позитивно горожане воспринимают паблик-арт, в то время как непрофессионально выполненные надписи вызывают мощное отторжение. Максимально неоднозначна при этом реакция на ЖКХ-арт, вызывающий неприязнь художников и явное одобрение старшего поколения.
— В случае с «тэгами» (вид граффити, когда быстро наносится шрифт) и неумелыми надписями горожане были единодушны, — подчеркивает Ксения Калашникова. — Не звучало иных оценок, кроме как «вандализм», «безобразие» и так далее. Гораздо теплее отзывались о произведениях паблик-арта, так как они красочные, большие и понятные. Немаловажно также место нанесения, крайне редко люди отвечали что-то вроде: «Да, я бы хотел видеть это на своем доме». В основном говорили: «Полно ведь всяких заборов, гаражей и подпорных стенок, которые можно украсить такими орнаментами. Но не надо на доме!». Самые контрастные результаты получились в восприятии ЖКХ-арта. Художники воспринимали такие объекты как нечто, стоящее в одном ряду с разнообразными негативными явлениями, в то время как старшее поколение в абсолютном большинстве оценило композиции ЖКХ-арта как нечто креативное и достойное подражания. Молодежь при этом придерживалась самых разных оценок — от ярко негативных до положительных.

Горожане зачастую не готовы принять то, что они не понимают, возможно, поэтому граффити-шрифт оценивался положительно, только если его принимали за что-то другое (видели понятные элементы, например, стрелку, и решали, что это схема прохода). Именно поэтому вызывают одобрение произведения паблик-арта, понятные и отражающие общепринятые ценности. Знание особенностей восприятия способно найти точки соприкосновения, и, напротив, разночтения способны стать причиной конфликтов.
Результаты исследования были представлены на Международной научной студенческой конференции (МНСК-2016) и отмечены призовым дипломом. Работа выполнена под руководством кандидата социологических наук, заместителя декана ЭФ НГУ по социологии Натальи Мосиенко.