Социологи НГУ выяснили, почему обществу интересны тренинги саморазвития

Доцент кафедры общей социологии ЭФ НГУ Ирина Чудова и магистрант 1 курса Анастасия Маракасова изучили популярные практики «личностного развития» в контексте тенденций постсовременного общества и выяснили, по каким причинам люди потребляют один из важнейших нематериальных продуктов последнего десятилетия.

В докладе, представленном на Всероссийском социологическом конгрессе в Екатеринбурге, социологи рассмотрели феномен востребованности практик «личностного развития», основываясь на собственных исследованиях и опираясь на положения теоретиков постсовременности Э. Тоффера, З. Баумана и Э.Гидденса.

Объектом исследования выбраны организации, осуществляющие бизнес- и психологические тренинги, студии йоги и восточных практик, центры русской традиции, а также другие группы саморазвития города Новосибирска. Полевой этап исследования включал интервью мастеров йоги и медитации, тренеров и преподавателей тренингов и занятий по саморазвитию.

— Вопрос исследовательский был связан с тем, чтобы понять, похожи ли эти практики в своем послании, какие идейные посылы они дают, а также что движет людьми, отдающими деньги за практики, и что могут сказать по этому поводу заинтересованные в рыночном смысле эксперты. Также нас интересовало, насколько это встроено в современность, насколько каждая из практик связана с тем, что происходит в нашем информационно пресыщенном обществе, — рассказывает Анастасия Маракасова.

В ходе исследования ученые выявили, что все включенные в рассмотрение практики объединяет посыл развития личности в широком смысле этого слова, подразумевающем гармонизацию мировоззрения человека и обретение целостной идентичности. При этом, как отмечают социологи НГУ, невзирая на неодинаковые акценты в практиках (способы «развития личности»), можно говорить об относительности этих различий, поскольку экспертные системы заимствуют знания, техники и символический антураж друг у друга и сами практики нередко переплетены между собой.

— На мой взгляд, интересный момент заключается в том, что все оказываются в ситуации рынка, сами того не желая: просто есть конкуренты, которые в любой момент могут перетянуть клиентов к себе. Общей чертой многих практик «развития личности» становится внимание к телесности. Практически все практики восточного направления и практики «русской традиции» предполагают задействование тела как одну из основных составляющих. Вариации практик «развития личности» интересно увидеть в ракурсе их встроенности в тренды постсовременности, — рассказывает Ирина Чудова.

В ходе интервью с экспертами социологи выделили несколько видов реакции мастеров и ведущих практик на конкурентов, в связи с чем разделили исследуемые практики по типам подачи на закрытые, открытые и частично открытые на основе критического или некритического отношения к конкурентам.

Так, встречались достаточно некритичные по отношению к другим направлениям «развития личности» позиции, когда интервьюируемые отмечали, что несущие в основе своей общий посыл практики не могут противоречить друг другу и заниматься можно всеми видами духовного и эмоционального совершенствования одновременно. В то же время социологи заметили, что часть экспертов проявляли частичное или полное неприятие деятельности конкурентов.

— Там (на другом бизнес-тренинге) учат обманывать людей. Как только ты видишь масштабы, ты понимаешь, кто эти люди, в чем их вклад в историю человечества, чем они заняты. Это мошенники. В Америке они уже давно сели бы, — цитирует слова тренера одной из новосибирских бизнес-школ социолог.

Примечательно, что зачастую мастера сами совмещают разные роды деятельности в рамках курсов самосовершенствования и, по мнению социологов, критикуя или поддерживая своих конкурентов, являются достаточно осведомленными в области их деятельности. Можно предположить, что для представителей экспертных систем практика, которой они занимаются, становится полем их собственной идентичности.

— Мы можем с определенной долей уверенности судить о том, что разные практики востребованы в примерно равной степени. Часто представители бизнес-класса ходят на йогу, так как знают, что в бизнесе надо правильно управлять своим мышлением, использовать техники осознанности. И им нужно это как определенный навык в бизнесе. И некоторые преподаватели йоги говорят, что это повышает эффективность. Мы заметили одну интересную деталь: почти все интервьюируемые эксперты начитаны, они делают все концептуально, конструируют свою маленькую вселенную. Они сами дети информационного общества, которые владеют очень разной информацией, ссылаются на социологическую теорию, исторические и религиозные тексты. Один из законов футуристической концепции гласит, что люди начали потреблять стили жизни также, как они раньше потребляли товары, — поясняет Анастасия Маракасова.

По словам ученых, мотивы людей, прибегающих к помощи практик, имеют общее сходство: они пытаются структурировать свою жизнь, им нужна определенная схема поведения, набор установок, которым надо следовать. Это, по мнению социологов, происходит по причине переизбытка информации в современном обществе.

В ходе исследования был выявлен также спектр мотивов, «типичных» для индивидуализированного общества. В частности, к таким мотивам можно отнести развитие профессиональных качеств, повышающих эффективность и приносящих больший доход.

Немаловажным мотивом для посетителей различных тренингов, по словам исследователей, является следование моде, а искушенного потребителя как характерного персонажа постсовременности влечет стремление к переживанию экзотического опыта, в данном случае таким опытом становится «примерка» концепций и взглядов.

— Многие эксперты отмечают, что сейчас такое время, когда практически каждый старается искать свою идентичность, — рассказывает Ирина Чудова, — однако здесь есть опасность того, что это не очень долговечно, то есть для большинства людей, прибегающих к практикам саморазвития, поиски будут продолжаться дальше. Может тут вообще смысл в поиске? Мотивы, связанные с гармоничным развитием, экзистенциальные поиски неизбежно переплетены со склонностями и движениями общества потребления, то есть выбор агента, осуществляемый «на рынке духовных услуг», с большой вероятностью недолговечен, — подводят итог социологи.