Социологи выяснили, сколько времени жители Новосибирской агломерации проводят в транспорте

Лишь 15% тратят на дорогу менее получаса.

Группа ученых НГУ и Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (ИЭОПП СО РАН) провели исследование участников маятниковой миграции в Новосибирской агломерации. Они выяснили социальное самочувствие жителей «центра» и «периферии», а также сколько времени те проводят в транспорте.

Городская агломерация – это компактное скопление населенных пунктов, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Маятниковая миграция – регулярные поездки населения из одного населённого пункта в другой и обратно на работу, учёбу или для отдыха.

Подробности пресс-службе НГУ рассказала старший преподаватель кафедры общей социологии ЭФ НГУ, м.н.с ИЭОПП СО РАН Василина Иванова:

С какой целью проводилось исследование?

– Транспортное сообщение и наличие интенсивной маятниковой миграции — одна из важнейших предпосылок формирования и развития агломерации. Чтобы оценить характер взаимодействий «центра» и «периферии» в границах Новосибирской агломерации и восприятие его участниками этих процессов, был проведен опрос пассажиров пригородных электропоездов, автобусов и маршрутных такси, отправляющихся из Новосибирска и прибывающих в город. Всего в нем приняли участие 1050 человек, из них 591 пассажир электропоездов и 459 пассажиров автобусов и маршрутных такси, совершавших поездки в границах Новосибирской агломерации. Задачами опроса стало создание социального портрета участников маятниковых миграций и выявление социального самочувствия жителей разных частей агломерации.

Что именно показали результаты опроса?

– Среди опрошенных пассажиров большинство (56,2%) пользуются электричками, 23,2% − автобусами, 20,4% − маршрутками. Затраты времени на дорогу довольно высоки. Только чуть более 15% опрошенных добираются до места менее чем за полчаса, свыше трети (37,9%) – от получаса до часа; 25,2% тратят на дорогу от часа до полутора; 13,3% – от полутора до двух часов, 7,4% – более двух часов. При этом большинство пассажиров (более 60%) совершают аналогичные поездки ежедневно, а также 1–2 раза в неделю. Самая высокая частота поездок у жителей зоны проживания, расположенной в радиусе от 31 до 60 км от Новосибирска. По мере увеличения удаленности проживания от Новосибирска, частота ежедневных поездок уменьшается.

Каков социальный портрет пользователей общественного транспорта Новосибирской агломерации?

– По всем видам транспорта среди пассажиров преобладают люди молодых возрастов. При этом работающие пассажиры в возрасте от 18 до 30 лет более склонны пользоваться маршрутными такси, чем электричками и автобусами. Для поездок с рекреационными целями (на дачу, загородный участок, а также в гости к родственникам, друзьям) пассажиры предпочитают электрички. В повседневных же поездках комбинируют различные виды транспорта. Самые распространенные наборы: электричка и автобус; электричка и маршрутное такси; электричка и метро; электричка и личный автомобиль; автобус, маршрутное такси и метро в различных сочетаниях. Маршруты большего числа людей состоят из подобных комбинаций с пересадками, что, вероятно, обусловлено удобством электричек и метро, как по скорости, так и по достижимости с их помощью отдаленных районов. Электрички связывают Искитим, Бердск и другие агломерационные части, а также районы Новосибирска с центром города. В то же время необходим вспомогательный транспорт в связи с ограниченным покрытием территории рельсовым транспортом, что приводит к повышению материальных и временных затрат.

Насколько удовлетворены жители периферии агломерации своей жизнью вдали от ее центра?

– Большая часть жителей (почти 70%) как Новосибирска, так и периферийных населенных пунктов довольны условиями жизни в своем населенном пункте. В наибольшей мере условиями жизни довольны жители Новосибирска и населенных пунктов, удаленных от города на расстояние до 30 км, больше всего недовольных в радиусе 61–90 км от Новосибирска.

В целом, основная часть опрошенных удовлетворена возможностями для отдыха, образования и поддержания здоровья, предоставляемыми их местом жительства, тем не менее сравнительно высока доля жителей, которым по месту жительства не хватает возможностей для работы (39%). Чем дальше мы удаляемся от «центра» Новосибирской агломерации, тем ниже становится доля жителей, удовлетворенных возможностями для работы по месту жительства.

При этом проживающие в периферийных зонах агломерации отмечают, что возможности для работы, воспитания детей и медицинское обслуживание значительно лучше в Новосибирске, чем в их населенном пункте. Но в то же время, по их мнению, в Новосибирске хуже обстоят дела с криминогенной обстановкой, отношениями между людьми и экологическими условиями. В отношении возможностей для отдыха мнение жителей периферии разделилось: часть из них считает, что возможности для отдыха лучше в Новосибирске, а часть, что в периферийных зонах агломерации.

Исследование было проведено группой ученых под руководством к.э.н, доцента кафедры общей социологии НГУ, заведующей сектором муниципального управления ИЭОПП СО РАН, руководителем социологической лаборатории Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) Елизаветы Горяченко. В нем также приняли участие к.с.н., доцент кафедры общей социологии НГУ, старший научный сотрудник ИЭОПП СО РАН Наталья Мосиенко, к.с.н., научный сотрудник ИЭОПП СО РАН Кирилл Малов, старшие преподаватели кафедры общей социологии ЭФ НГУ, Антон Карпов и Василина Иванова, а также Софья Лычко.