Социология повседневности

В конце февраля в НГУ состоялись публичные лекции Виктора Семеновича Вахштайна, кандидата социологических наук, профессора, декана факультета социальных наук Московской высшей школы социальных и экономических наук. Лекции посвящались актуальным в социологии вопросам современной теории и методологии.

Виктор Вахштайн входит в число наиболее цитируемых авторов-социологов на русском языке, является одним из наиболее популярных лекторов «ПостНауки». Его лекции посетили студенты и преподаватели отделения социологии и других факультетов НГУ. Помимо лекций, у желающих студентов-социологов была возможность посетить интенсивный курс – специальные занятия, на которых обсуждались знаковые для современной социологии статьи.

В лекции «Контингентность, объясняющие инварианты и круг первичных реальностей» («Каузальность, фактичность, контингентность») была приведена версия о трех моделях объяснения в социологии. Если каузальные и фактические варианты объяснения феноменов преобладали в классической социологии, то современная методология, на взгляд лектора, предполагает идею контингентности, подразумевающую «недоопределенность» феноменов, представление о том, что научные понятия делают видимым мир, кодируя его определенным образом и вводя научные различения. Позиция контингентности используется и развивается в современных теориях социологии вещей и акторно-сетевой теории, в которых представлена попытка включить в описание социального мира природное и материальное, произвести тем самым комплексное «антропо-ценное» изучение.

Далее, в лекции «Социология повседневности. Дихотомическое мышление и анализ» Виктор Вахштайн аргументировал тезис о принципиальной новизне теорий повседневности в истории научной мысли, об открытии множества реальностей в социальной жизни, а также произошедшей благодаря теориям повседневности «эпистемической эмансипации», когда в социологии возникла возможность объяснять социальные взаимодействия без привлечения внешней причинности.

На следующей лекции «Социология повседневности: архитектура и городская среда», посвященной традициям в изучении социологии города, были приведены примеры и теоретические обоснования изучения города как социального сообщества и города как повседневных практик, показаны различия в понимании способов и форм социальной организации города в исследованиях Чикагской школы и этнометодологии. Лектор привел типологию урбанистических перспектив описания города:

  • утопическое мышление о городах (модернистский урбанизм), трактующий город как ресурсопроизводящую машину;
  • самоописание сообществ в городах, в которых город являет собой место сосуществования сообществ с их привычками и ценностями;
  • «хипстерский» урбанизм, представляющий собой идеи города как места праздника и эстетического удовольствия.

Кроме того, в контексте социологии города лектор предложил несколько вариантов решения вопроса связи объекта и языка его описания в социальных науках, основываясь на идее «парадигматических сдвигов» в социальной мысли. В таком понимании отдельные языки описания города оказываются взаимоисключающими, и на этом фоне принципиально более комплексной выглядит акторно-сетевая теория, которая воплощает собой «синтагматическое смещение», стремясь включить в описание города и социальные и материальные силы, взаимосвязанные и взаимовлияющие друг на друга.

Финальная часть лекция была построена как раскрытие наиболее молодой традиции в исследованиях города, социальной топологии, базирующейся на положениях акторно-сетевой теории в социологии. Здесь были упомянуты философские основы разных способов видения пространства, дискуссия о том, что включать в совокупность объектов города (актантов), затронуты понятия сцепки и расцепления в пространстве города.

Все прочитанные лекции были насыщены множеством примеров исследований города и казусов социальной жизни, вызвали значительный резонанс и вдохновение у публики.

Впечатление автора новости таково: изложение социологических и философских теорий в риторике войн и распрей, предложенное Виктором Вахштайном, увлекательно и, несомненно, держит слушателя в когнитивном тонусе. Но ведь войны и распри – не единственно возможная оптика для рассуждения. К примеру, развитие мысли может быть изложено в риторике эмпатии и филиации или игр и плюрализма. Остались гипотезы, аргументы для будущих дискуссий.

Текст: Ирина Чудова

Фото: Татьяна Барчунова, Татьяна Черкашина

* * *

Публикации по теме выступлений

Вахштайн В.С. Дело о повседневности. Социология в судебных прецедентах. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015.

Вахштайн В.С., Константиновский Д.Л., Куракин Д.Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М.: ЦСП и М, 2013.

Вахштайн В.С. Социология повседневности и теория фреймов. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011.

Вахштайн В.С. Архитектура утопического воображения: попытка концептуализации // Социология власти. 2014. № 4.

Вахштайн В.С. Антиутопия «жуткого города» // Социология власти. 2014. № 4.

Вахштайн В.С. Пересборка города: между языком и пространством // Социология власти. 2014. № 2.

Вахштайн В.С. Игрушки как «объекты в кавычках»: транспонирование vs. транспозиция // Новое литературное обозрение. 2013. № 3 (121).