Специальный выпуск "Геологии и геофизики" посвящён мантийным плюмам

Майский номер журнала посвящен одной из важнейших проблем современной геологии — мантийным плюмам. Ответственными редакторами спецвыпуска стали ведущие ученые по проблемам мантийных плюмов — академик М.И. Кузьмин и Ричард Эрнст (Канада).

Мантийные плюмы привлекают внимание ведущих геологов мира. Проблема их возникновения и функционирования имеет большое значение в процессах геологической эволюции нашей планеты и формирования всех глубинных и поверхностных структур Земли. Также они определяют образование крупных месторождений стратегического сырья, в том числе Pt, Cu, Ni, REE, Ta, Nb, Be, Сz и ряда других.

В предложенном номере журнала выделено три раздела, касающихся различных проблем источников, условий формирования и механизма подъема, особенностей проявления плюмов в процессе эволюции Земли, соотношение плюмов и тектоники плит, металлогении, связанной с плюмами (N5).

— Этот спецвыпуск заинтересует широкий круг специалистов мирового сообщества геологов, — пишут в предисловии к номеру ведущие специалисты по мантийным плюмам и их проявлениям – академик РАН М.И. Кузьмин (Иркутск) и Ричард Эрнст (Канада).

В первом разделе «Плюмы в истории Земли и общие вопросы плюмового магматизма» в статье М.И. Кузьмина с соавторами рассмотрены вопросы тектонической активности Земли на ранних стадиях ее эволюции до момента появления современного стиля тектонических движений на нашей планете.

В статье Р. Эрнста с коллегами обсуждается проблема выделения в пределах Сибирского кратона на основе новых возрастных определений крупной изверженной провинции (КИП) – Куанамской, возрастом около 1500 млн лет. Остальные публикации касаются вопросов, связанных с более поздними этапами существования Земли. В частности, в статье Д.П. Гладкочуба с соавторами анализируется роль плюмов на этапах распада суперконтинентов, вопросы палеотектонических реконструкций с использованием индикаторных геологических комплексов, формирование которых связывается с плюмами. В статье Чинь Ванга с соавторами на примере крупнейшей в мире Сибирской трапповой провинции, раскрывается влияние плюмового магматизма на реактивацию структуры древнейшей коры кратонов.

Второй раздел «Тектоника плит и тектоника плюмов» вызывает интерес многих исследователей. С одной стороны, рассматривается механизм и закономерности формирования вулканических, обычно базальт-реолитовых, комплексов разных территорий и обсуждаются возможности разделения магматических образований и тектонических процессов, связанных с процессами тектоники плит и тектоники плюмов. В этом же разделе в статье С.В. Хромых с соавторами рассмотрена проблема образования внутриплитовых гранитоидных батолитов или интрузий редкометалльных гранитоидов под влиянием тепла и мантийного вещества, переносимого к поверхности Земли плюмами.

В третьем разделе рассмотрены некоторые проблемы металлогении, связанной с плюмами. Статьи этого раздела посвящены месторождениям, несущим платиновую минерализацию.

Отметим, что материал профессора НГУ, доктора геолого-минералогических наук - Андрея Изоха с соавторами «Распределение элементов платиновой группы в пермотриасовых базальтах сибирской крупной изверженной провинции» выбран статьей месяца. Напомним, что рубрика «Статья месяца» предоставляет временный доступ к полнотекстовым вариантам статей текущего номера журнала (Статья месяца).