Студентам нужна рекламная пауза

Елена Алексеевна Чернышова с 2004 года преподаёт психологию на экономическом факультете НГУ. Но до собственных курсов в университете она окончила два вуза и освоила несколько терапевтических практик.

В 1989 году, когда Елена Алексеевна подала документы в СПГИК (Санкт-Петербургский государственный институт культуры, ныне – СПбГУКИ), поступить на факультет психологии было практически невозможно. Учебных заведений с такой программой в России было всего несколько, и конкурс туда был очень большим.

Но даже на библиотечно-библиографическом отделении СПГИК она продолжала интересоваться природой человеческого поведения. И, позднее получив психологическое образование в Томском педуниверситете, сейчас постоянно повышает квалификацию.

Так, Елена Алексеевна обучалась по программе «Телесно-ориентированная психотерапия», которую вели преподаватели из НГУ. Суть подхода – не в беседе с клиентом, как это делали классические психоаналитики, а в работе с его физическим телом, с «записями» в нём.

Елена Алексеевна поясняет: «Все проблемы, которые когда-либо с нами случились или существуют сейчас, записаны в нашем теле. На семинарах нас обучали, каким образом можно распознать проблему и как с ней работать».

В специальной обучающей группе Московского института гештальт-терапии, первую ступень которого закончила Елена Алексеевна, действовали уже в рамках гештальт-подхода. «Любая ситуация – это “гештальт”, который обязательно должен быть завершён. Когда мы не завершаем ситуацию, например, выходим из неё от страха или других чувств, она продолжает влиять на наше поведение и самочувствие. Цель гештальт-терапии – вернуть человека в ситуацию, которую в процессе терапии нужно завершить, чтобы она больше на человека не влияла и не мешала ему быть счастливым, жить так, как ему хочется», – объясняет Елена Алексеевна.

Но приоритетным направлением из всего многообразия практик ей была выбрана юнгианская песочная терапия. Елена Алексеевна, как педагог-психолог одной из школ города, применяет её на консультациях с детьми. По этому методу люди с помощью песка в специальном ящике и фигурок визуализируют, подключая интуицию, свою проблему, осознают и прорабатывают её.

Настоящий «педагогический процесс» у Елены Алексеевны происходит со студентами НГУ. Она читает несколько курсов – у социологов, экономистов, менеджеров и правоведов. «Я в выигрышном положении – сама психология даёт громадное количество очень интересного материала, его можно выбрать, скомпоновать так, как нужно; об одних только экспериментах можно часами говорить», – отмечает Елена Алексеевна.

О том, как происходит учебный процесс и какие выводы можно сделать за годы работы со студентами, Елена Алексеевна объясняет следующим образом.

Социологи – «Общая психология», «Социальная психология», «Возрастная психология» и «Библиография социологической литературы».

У социологов я читаю лекции и веду семинары. Это классические большие курсы, по результатам которых они сдают экзамен или получают дифзачёт.

Работаю я с ними четыре семестра подряд, поэтому я их больше узнаю: видно, как они меняются, как происходит их личностный и интеллектуальный рост.

«Библиография социологической литературы».

Курс был разработан и создан с нуля Татьяной Юрьевной Ивановой, а я подхватила его после её ухода из жизни.

Задача данного курса – помочь студентам в написании курсовой работы. Им всегда трудно писать научные тексты, поэтому в курсе всего несколько лекционных занятий, и большую его часть составляют практические занятия. Мы учимся правильно работать с научными текстами, писать аннотации, рефераты и эссе, искать необходимую литературу и правильно оформлять цитаты и ссылки во избежание плагиата.

Сейчас борьба с плагиатом – одно из важных направлений. Если студент будет замечен в заимствовании чужого текста без указания ссылки на источник, он без разговоров получает оценку «два». Чтобы избежать таких ситуаций, на отделении социология существует чисто практический курс – «Библиография социологической литературы».

Студенты, конечно, стонут, но, тем не менее, прекрасно понимают, что это нужный предмет. Это не так увлекательно, как психология, но я стараюсь, например, подбрасывать им интересные тексты для работы по идентификации научного стиля, предлагаю самим выбрать тему для эссе в рамках своего курсового проекта.

Экономисты и менеджеры – «Введение в психологию».

Для экономистов и менеджеров я специально делаю свой курс интересным, а не сложным. У них сложностей хватает, поэтому на моих парах они знакомятся с тем, с чем, возможно, в курсе обучения в университете на их специальности и не познакомятся.

Менеджеры – это обычно весёлые, забавные ребята, а кибернетики – вроде бы математики, но, тем не менее, с гуманитарной жилкой, именно они задают глубокие и интересные вопросы.

Всё-таки экономическая кибернетика – очень сложная специальность: не имея определённого интеллектуального уровня, учёбу не потянешь.

Правоведы – «Теория конфликта» и «Юридическая психология».

Самые интересные человеческие типы студентов всегда встречались среди правоведов. Они нацелены на свою будущую специальность и рано себя находят в ней – начинают работать уже на четвёртом курсе.

«Теория конфликта».

Поначалу нужно давать каркас некой теории, какие-то понятия, а чтобы студенты не скучали, я предлагаю им интересные задачки.

Моё любимое задание – прочитать «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя и проанализировать её на предмет того, каким образом происходила в тексте динамика конфликта.

Ищем компромисс между «второй» и «третьей» волной.

Восприятие современного человека сейчас всё больше фрагментируется, становится визуально-эмоциональным: оно настроено на быстрый просмотр картинок и переживание каких-то определённых эмоций. Так описывает современных людей как представителей «третьей» волны американский социолог Элвин Тоффлер. Голую книжную теорию с сегодняшними студентами обсуждать трудно – они, бедные, «вянут» от этого. И это не беда, не вина, это особенность.

Сейчас дети стали другими. Иногда говорят: «Студенты стали хуже». Они не стали хуже! Они стали другими. Это значит, что нам нужно приспособиться к этому и начать преподавать иначе, чтобы сам процесс обучения шёл по-другому.

Я давно уже над этим думаю, размышляю, пытаюсь, по крайней мере, на некоторых своих курсах это сделать. Но, как только начинаешь пользоваться слайдами или ещё чем-то, студенты вообще ничего не слышат: для них самое главное – переписать текст с презентации. Я пытаюсь совместить отсутствие слайдов с визуально-эмоциональным восприятием, предлагаю смотреть что-то или работать в группе.

Мне это не по душе, если честно. Я-то представитель не «третьей», а «второй» волны: я не люблю игры, мне гораздо интереснее обсуждать теории на классической, логически упорядоченной лекции. Но иногда приходится и что-то развлекательное рассказывать...

Один коллега-историк как-то заметил: «Я понял, что студенты слушают минут двадцать, а потом им нужна рекламная пауза». Да, это дети, выросшие не на просмотре фильмов по полтора часа, а на цикле «двадцать минут – рекламная пауза – двадцать минут – рекламная пауза». Это очень хорошо прослеживается: треть часа – теория, а потом им нужно дать отдохнуть, отвлечь их, – и начинай сначала.

Есть, разумеется, мнение, что студенты должны делать всё так, как мы привыкли. Но это немножко утопично. Мы не сможем их сделать такими, какими бы нам хотелось их видеть. Будем как-то искать компромисс между «второй» и «третьей» волной.

Новая форма семинаров.

Классический семинар – это обычно обсуждение вопросов и прочитанной литературы. А вот практические занятия давно напрашивались в курс «Возрастная психология».

Я, например, хочу попробовать провести со студентами в тестовом режиме наблюдение определённых моментов, феноменов, о которых мы говорим в рамках курса. Они смогут это увидеть и отрефлексировать ситуацию.

Можно смотреть различные отрывки и обсуждать их в группах. Причём, это может быть вообще всё что угодно – и научные фильмы, и художественное кино, даже мультики. Главное – примечательный момент, который отражает яркий феномен по возрастной психологии.

Конечно, психология больше апеллирует к реальности, чем к выдуманному миру. Но, тем не менее, без примеров из литературы и кино всё равно никуда не деться.

Иногда бывает этичнее проиллюстрировать ситуацию в фильме, чем из чьей-то жизни. К тому же, художественные произведения – это тоже жизнь, только концентрированная.

Например, в разделе по кросс-культурной психологии я часто привожу в пример прекрасный старый южноафриканский фильм «Наверное, боги сошли с ума». В нём очень ярко представлено столкновение разных культур: бушмен из Калахари отправился возвращать богам бутылку, которая случайно попала в его племя и стала причиной раздоров. Пока герой путешествует к краю земли, он переживает множество встреч с представителями других культур.

Просмотр этого и многих других фильмов помогает осознать наше представление о том, будто мы видим весь мир таким, какой он есть, но, на самом деле, мы видим его через какое-то маленькое окошечко, каких сотни, тысячи в мире! Понимание собственных рамок позволяет хоть не намного, но подняться над ними и стараться смотреть на мир не только своими глазами. Это всегда очень увлекательно, и именно это позволяет нам расти и развиваться.

Подготовила Анастасия Грасмик