Татьяна Пушкина: "За последний год мы провели не менее 800 часов психологических консультаций"

В любое время студенты и аспиранты университета могут обратиться за психологической помощью в Студенческий психологический центр, в котором работают преподаватели и студенты факультета психологии.

Руководитель Студенческого психологического центра НГУ, старший преподаватель кафедры клинической психологии факультета психологии НГУ Татьяна Пушкина рассказала об организации психологической поддержки студентам университета.

– В последнее время количество обращений в Центр увеличилось, – отмечает Татьяна Пушкина. – Если говорить о качественном развитии, выделились устойчивые направления деятельности центра: в любое время, в том числе на сессии, студенты и аспиранты университета могут обратиться за психологической помощью на индивидуальной консультации. В течение семестра проводится групповое консультирование (тренинги личностного роста), тренинговые программы для развития социально-психологических навыков, открытые лекции, тематические дискуссии, психологическое диагностическое обследование (тестирование) по запросу студентов или в процессе индивидуального консультирования.

– Сколько запросов в день фактически обрабатывает центр?

– Наш центр востребован среди обучающихся, причем обращаются как студенты разных курсов и факультетов, так и аспиранты. Трудно сказать сколько запросов в день обрабатывает центр, поскольку частота обращений очень варьируется в разные периоды. За последний год было проведено не менее 800 часов психологических консультаций.

На сайте факультета психологии на страничке Студенческого психологического центра создан новый раздел «В помощь студенту», своего рода «ресурсы самопомощи». В данном разделе будут размещаться материалы для студентов (статьи, краткие обзоры лекций, ссылки на литературу, фильмы и другие ресурсы) по наиболее актуальным психологическим темам. Например, предлагаются рекомендации для повышения эффективности подготовки во время экзаменационной сессии. Этот раздел будет пополняться, если у кого-то возникнут предложения по его наполнению, то присылайте свои пожелания на адрес spc.nsu@gmail.com

– Можно ли выделить основные причины обращения за помощью?

– Наиболее частыми причинами обращений в центр являются негативные эмоциональные состояния (депрессия, тревога, страхи), межличностное одиночество, экзистенциальные проблемы (потеря смысла жизни, разочарование в профессии), проблемы самооценки, коммуникативные проблемы (неумение общаться, социальные фобии), трудности самоорганизации, зависимое поведение, проблемы адаптации к обучению, в том числе к новым условиям жизни (что наиболее характерно для студентов-первокурсников), экзаменационная тревога.

В процентном соотношении только около 10% обращений связаны с проблемами в обучении, гораздо чаще студенты обращаются с переживаниями личного характера: депрессивными переживаниями, страхами, с высоким уровнем переживания субъективного одиночества, неумением строить и поддерживать близкие отношения (отношения адекватной привязанности).

В сессию и предсессионный период студенты обращаются с жалобами на сильные учебные нагрузки, хотя как отмечают сами студенты, это состояние во многом возникает как результат работы в семестре – с промедлением, откладыванием «на потом», прокрастинацией, трудностями самоорганизации, повышенным перфекционизмом. В связи с этим нами были разработаны тренинговые программы, направленные на регуляцию психоэмоциональных состояний студентов, повышение их психологической устойчивости; программы самоменеджмента для развития организаторских и коммуникативных навыков, эмоционально-личностных качеств студентов.

– Татьяна Петровна, могут ли в СПЦ НГУ обратиться за помощью родители студента?

– Могут. Такие случаи были. Родители просили помочь адекватно оценить ситуацию, когда их ребенок сталкивался с трудностями, уточняли, как им правильнее вести себя с ребенком, чем они могли бы ему помочь.

Истории возникновения различных служб психологической помощи в мире крайне интересны. Например, телефон доверия в США появился в начале ХХ века после звонка неизвестного человека нью-йоркскому священнику с просьбой о так и несостоявшемся разговоре. Печальный финал этого обращения поставил точку в вопросе создания круглосуточной службы психологической поддержки. В России же этот вид помощи появился сравнительно недавно – в 80-х годах ХХ века.

Когда человек находится в выраженном негативном аффективном состоянии, изменяется его субъективное восприятие времени, кажется, что эта ситуация будет длиться нескончаемо долго, все осложняется неверием в возможность улучшения ситуации. Поэтому в такие периоды важно обращаться за социальной поддержкой к родным, друзьям, психологу. В любой ситуации человек, который находится рядом, может оказать поддержку, самое главное – готовность выслушать, попытаться понять, разделить чувства и переживания другого человека, и пусть это не решит проблемы, но собеседник сможет выговориться, и тем самым снизится напряжение, острота состояния пройдет.

– Ваш проект недавно получил поддержку программы "5-100". Что успели сделать за это время, каковы основные практические результаты не только для студентов-психологов, но и для тех, кто обращается к вам?

– Поддержка программой "5-100" позволила привлечь к работе выпускников, ведущих специалистов Новосибирска в области психологии и психотерапии. Помимо индивидуальных консультаций общими усилиями мы смогли организовать работу пяти групп личностного роста, провели цикл открытых лекций с элементами тренинга коммуникативных навыков «Личность в общении» и тренинг повышения навыков самоорганизации «Тайм-менеджмент», два тренинга повышения стрессоустойчивости, тренинг коррекции негативных аспектов перфекционизма, а также проводили регулярные встречи психологического киноклуба. Отмечу, что у нас была очень обширная программа Дней психологии, в рамках которых было проведено большое количество разнообразных тематических встреч, которые посетили около 300 человек.