Ученые выяснили, когда китайцы начали есть собак и зачем совершали их массовые убийства

Употреблять собак в пищу предки китайцев начали около 10 тысяч лет назад. Позже распространенной практикой стало специальное разведение собак для жертвоприношений.

Преподаватель кафедры востоковедения НГУ Мария Кудинова провела исследование ритуального использования собак в Китае эпохи неолита. Работа выполнена на основе материалов центрального и восточного Китая. О результатах своих научных изысканий она рассказала пресс-службе НГУ.

– Ритуальное использование собак протокитайцами, скорее всего, уходит корнями еще в верхний палеолит, но совершенно точно наличие ритуальных представлений фиксируется в неолите (начиная с 7 тысяч лет до нашей эры). К этому времени, например, относятся находки захоронений собак в могилах людей. Имеются факты «строительной» жертвы при закладке жилища. Собака в этом случае была призвана охранять жилище или могилу или же приносилась в жертву как компаньон, который должен был сопутствовать и охранять человека после смерти. Обнаружение же отдельных костей в специальных сосудах дает основание предполагать, что имело место также использование собак как ритуальной жертвенной пищи. Впрочем, первые археологические свидетельства о доместикации собак и употреблении их в пищу относятся еще к периоду 8–9 тысяч лет до нашей эры, правда, находки этого периода не носят ритуального характера. В некоторых могилах культуры давэнькоу, распространявшейся в восточной части Китая, наряду с собаками присутствуют черепашьи панцири, учитывая, что в более поздней традиции у китайцев достоверно известно отождествление собаки со светлым началом – ян, а черепахи с темным – инь, возможно, это отображение этого дуализма, – рассказала ученый.

Массовое распространение у предков китайцев жертвоприношения четвероногих при погребении усопших получили в бронзовом веке, а именно в эпоху Шан-Инь (XVI–XI века до нашей эры). При этом они чаще всего проводились по строгому типовому образцу.

– В этот период широко применялись так называемые закладные ямы. В середине могилы выкапывалась яма, в которую помещали собаку, а уже сверху клали покойника. Интересен и возраст таких собак. Китайские археологи изучили костные остатки с нескольких памятников и выяснили, что в основном это были щенки от 3 месяцев до 1,5 лет. Молодой возраст наводит на мысль, что они вряд ли воспринимались как охранники, а скорее всего, были обязательными жертвенными животными, предназначенными для духов этого места. При этом, вероятнее всего, щенков централизованно выращивали, чтобы снабжать население для ритуальных практик. В этот же период встречаются захоронения собак и в других частях могилы, а также захоронения в жертвенных ямах при строительстве зданий, – объясняет Мария Кудинова.

Согласно археологическим данным, такая обрядность при обустройстве могилы сохранялась до последних веков до нашей эры, постепенно становясь все более редким явлением. Далее погребальная практика стала более гуманной. В эпоху Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.) на смену реальной жертве пришли глиняные фигурки животных, которые клали в могилу с покойником. Впрочем, здесь изображения собак уже не обладают особым статусом, а стали лишь отражением имущества, принадлежащего умершему, наряду с другими животными и вещами.

Скульптура взрослой собаки со щенком (М0166, музей Чжаньцзяна)Скульптура взрослой собаки со щенком (М0166, музей Чжаньцзяна)


– Несколько позже, в раннем средневековье, в погребальной обрядности появится каменная скульптура над могилой. Однако здесь использование изображения собаки будет нечастым мотивом. Исключение составляет лишь полуостров Лэйчжоу на юге Китая. Здесь в VII веке нашей эры возникает традиция изготовления каменных скульптур собак различного размера. Они ставились для защиты разных объектов: на перекрестках дорог, у храмов, на кладбищах и т.д. Традиция жива до сих пор. Каменных собак и сейчас можно увидеть на улицах городов и деревень. Всего по подсчетам китайских ученых на полуострове насчитывается около 10 тысяч каменных изображений собак разного времени. Надо сказать, что на юге Китая, где проживают различные малочисленные народности, собака всегда была почитаемым тотемным животным. Некоторые из этих народов (яо, мяо, шэ) считали собаку своим предком, поэтому у них существует запрет на употребление в пищу ее мяса, – подводит итог исследовательница.

Каменные собаки в музее ЧжаньцзянаКаменные собаки в музее Чжаньцзяна


Фото: фотографии предоставлены Марией Кудиновой