В Краеведческом музее выставлен клад петровских серебряных монет

Клад серебряных монет, найденный археологами на территории Умревинского острога, в ста километрах севернее Новосибирска, выставлен в Новосибирском государственном краеведческом музее.

Как сообщает ИАЭТ СО РАН, более ста серебряных проволочных копеек с оттисками штемпелей нескольких монетных дворов были отпечатаны в период с 1696 по 1717 годы, во времена правления Петра I. Клад был закопан в 40-х годах XVIII века, когда эти монеты уже около 20 лет как вышли из обращения и представляли собой ценность только как драгоценный металл очень высокой пробы. 10 монет имеют крошечные отверстия – местные жители нашивали их на одежду для украшения.



Найденные монеты были завернуты в бересту или положены в берестяную коробочку, обрывки которой сохранились к моменту обнаружения находки археологами. На лицевой стороне семи монет отчеканен всадник с копьем, а с оборотной видны фрагменты легенды с титулом и именем правителя. На нескольких монетах хорошо видны годы выпуска. Возраст остальных монет археологи определяли по штемпелям монетных дворов, а также по массе, динамика которой в разные годы XVII–XVIII вв. хорошо известна специалистам. Монеты были в интенсивном обращении, поэтому большая часть из них затерта, и номинал не читается. Такая эталонная выборка серебряных монет-чешуек петровского времени получена в Сибири впервые.

— Серебряные копейки-чешуйки были исключительно отечественным изобретением, – пояснил один из авторов исследования, ведущий научный сотрудник ИАЭТ СО РАН и доцент НГУ Андрей Бородовский. – Петр Великий, пытаясь «подтянуть» нашу державу до европейского уровня того времени, начал с денежной реформы. Она заключалась в системной государственной инициативе по изъятию у населения серебра, которого в качестве основного валютного средства в России тогда не хватало и начала чеканки новой полновесной серебряной монеты европейского образца.

Клад был найден в 2008 году на посаде Умревинского острога (основан в 1703 г.). Исследование, посвященное всестороннему анализу клада, опубликовано в свежем выпуске журнала «Археология, этнография и антропология».