В НГУ создадут виртуальные коллекции древнейших украшений и петроглифов Сибири

Эта работа будет проводиться в рамках образованной в этом году в НГУ совместной российско-французской лаборатории мультидисциплинарных исследований первобытного искусства Евразии.

Подробнее о проектах лаборатории и возможностях использования 3D методов в археологии рассказали в ходе пресс-конференции ее сотрудники.

Летом 2015 года при ГФ НГУ в рамках программы повышения международной конкурентоспособности университета (Проект 5-100) создана зеркальная российско-французская лаборатория "Мультидисциплинарные исследования первобытного искусства Евразии". Проект реализуется совместно НГУ, ИАЭТ СО РАН, Институтом археологии РАН, Университетом Бордо, Университетом Савойи, Национальным научным фондом (CNRS) и Министерством культуры Франции.

– В предшествующие годы с последующей целью создания виртуальных 3 D-коллекций мы уже начали обработку целой серии древнейших украшений с археологических памятников Сибири. В их числе украшения из такого знаменитого памятника, как Денисова пещера на Алтае, нескольких объектов ранней поры верхнего палеолита в зоне Байкала и других. В настоящее время перед нами также стоит задача виртуализации уникального наследия сибирского верхнепалеолитического памятника Мальта, где найдены декорированные изделия из бивня мамонта, скульптура и другие предметы, предназначение которых мы сегодня еще до конца не понимаем. В настоящее время эти коллекции хранятся в различных музеях, в том числе Эрмитаже, Кунсткамере и Государственном историческом музее. В обсуждаемых планах также предполагается использовать возможности томографии для изучения реакций мозга на предметы искусства, их форму, цвет, гармонию и так далее, – рассказала и.о. руководителя лаборатории, заместитель декана ГФ НГУ по научной работе, доктор исторических наук, профессор Людмила Лбова.

Методика 3D-визуализации уже апробировалась в этом году в совместных российско-французских исследованиях лаборатории на памятниках наскального искусства (Калгутинский рудник) на плато Укок.

Как рассказал научный руководитель лаборатории с российской стороны, академик РАН, доктор исторических наук, профессор НГУ Вячеслав Молодин, благодаря этим методам здесь удалось выявить новые сюжеты и изображения, которые не могли быть обнаружены иным образом в силу их древности и плохих условий сохранности. – Новыми технологиями фиксации и изучения наскальных изображений очень хорошо владеют французские коллеги. Сейчас мы составляем программу наших полевых исследований и будем внедрять этот метод, – подчеркнул он.

Технологии трехмерной визуализации позволяют не только фиксировать и сохранять произведения наскального искусства и делать их доступными для широкого круга лиц, но по-новому подойти к исследованиям археологических объектов и получить новые данные.

– 3D-технологии дают возможность изучить мелкие детали объектов искусства, которые иначе невозможно увидеть, исследовать не только поверхность, но и объем, воспроизвести расположение в пространстве наскальных изображений, что позволяет понять, как мыслил человек, создавший эти произведения. Изучая наскальную живопись в глубоких пещерах, мы видим не воспроизведение действительности, а создание изображений ментальных образов. Первобытное искусство, по моему убеждению, не описательно, а глубоко символично. Например, изображая лошадь, древний человек мог выражать этим какую-то важную для социума мысль или идею. Возможно, этим объясняется, почему в различных частях мира на протяжении десятков тысяч лет использовали один и тот же стиль изображения, – пояснил научный руководитель лаборатории с французской стороны, руководитель исследований в пещере Шовэ пон д'Арк (Франция) Жан-Мишель Женест.