Валерий Лунин: «Олимпиадное движение – самый творческий путь тренировки будущих студентов»

Валерий Лунин выступил перед участниками II Съезда учителей и преподавателей химии. Мы публикуем избранные тезисы доклада профессора Московского госуниверситета.

Об истории олимпиадного движения

Всем известно, что вскоре после создания (новосибирского) Академгородка, организации институтов, был основан СУНЦ НГУ и знаменитая физико-математическая школа. Тогда же при Московском государственном университете открыли Колмогоровский интернат, в котором и сейчас учится 350 человек. В этом году мы начали еще и строительство Научного лицея для одаренных детей России на 850 мест.

Если же мы обратимся к истокам, то увидим, что традиции такой модели обучения заложены нашими великими предшественниками в самом начале развития химической науки и образования в России. В 1748 году первую химическую лабораторию открыл Михаил Васильевич Ломоносов, автор известных слов: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук; другая – умножение жизненных благ». И наша история подтверждает это.

Позднее Ломоносов сказал, что при университете должна быть гимназия, без нее он, как поле без семян. И был совершенно прав.

Особенно это актуально для химического сообщества, которое тесно объединено как в нашей стране, так и во всем мире. Достаточно вспомнить 2011 год, объявленный годом химии. Я помню, видеоконференцию 31 января, во время которой мы, химики МГУ, общались с коллегами из Китая, Франции и других стран.

О популярности химии

Ежегодно мы проводим семинары и летние школы, в 2012 году организовали I Всероссийский съезд учителей, мы создаем специальную литературу для школьников, абитуриентов и учителей. Наконец, большое внимание уделяем проведению олимпиад разных уровней.

Когда зашла речь о кардинальном изменении учебного плана, нам, преподавателям МГУ, было понятно, что нужно обязательно сохранить преподавание химии в школе. Мы выпустили линейку учебников и боролись за сохранение традиции и в то же время за отражение современных тенденций химической науки (в школьной программе).

Но олимпиадное движение, на мой взгляд, – самый творческий путь тренировки будущих студентов. И перечень существующих ныне олимпиад обширен. Возьмем, например, Всероссийскую или Международную Менделеевскую олимпиаду – это то, что нам удалось сохранить при распаде СССР.

И это дало свои результаты. Более 200 ребят из зарубежных стран закончили МГУ и университеты стран-участниц. Например, многие получают высшее образование в вузах США, поскольку победителей Международной олимпиады принимают во все университеты без дополнительных испытаний.

Хотя стоит отметить, что химия до недавнего времени не пользовалась популярностью среди, например, московских школьников. Посмотрим на статистику Единого государственного экзамена: химию выбирают только 13% абитуриентов, а, допустим, обществознание – 56%. Тем не менее в этом году в два раза увеличилось количество участников городской химической олимпиады.

Это еще раз подтверждает, что естественные науки занимают сегодня важное место, при том что их ни в коем случае нельзя отделять друг от друга.

Об олимпиаде в Новосибирске

В прошлом году НГУ отпраздновал 55-летие. И мы, организаторы олимпиады по химии, поняли, что не проводить здесь заключительный этап до 2015 года было ошибкой. Когда мы обсуждали этот вопрос на заседании Центрального оргкомитета, аргументы в пользу Новосибирска были самыми обоснованными. И я очень рад, что и Олимпиада, и Съезд хорошо организованы. Тем более это важно во время, когда возводится новый университетский комплекс НГУ. Это значимое стратегическое решение для будущего науки не только Сибири, но и всей страны и мира.


Подготовила Анна Горбунова

Фото: Анастасия Давлетгильдеева