Вера Ильина: ФИТ — это правильный выбор!

Бывает, смотришь на девушку и понимаешь — нимфа. Таким бы писать стихи или играть на арфе. Именно такой кажется Вера Ильина на первый взгляд. Можно сильно удивиться, узнав, что она заканчивает магистратуру факультета информационных технологий и уже работает разработчиком в очень перспективной организации. Она вместе с группой студентов ФИТ участвовала в большом проекте НГУ и компании Parallels, осуществленном при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. А совсем недавно побывала на Губернаторском балу, куда приглашаются только самые выдающиеся студенты города. Мы поговорили с ней о планах на будущее и о том, какие возможности дает ФИТ своим студентам.



— Почему ты решила пойти учиться на ФИТ?

— Мне всегда были интересны математика, физика и информатика. В 10–11 классах я училась в инженерном лицее при НГТУ. А вот поступать решила именно в НГУ, потому что, как обстоят дела в НГТУ, я уже знала, и было не очень интересно. Хотелось чего-то более сложного. Однажды приехала в Академгородок на олимпиаду, и мне очень понравилась атмосфера. Думаю, что ФИТ — это был правильный выбор. Потому что на ММФ было бы слишком много математики, на физфаке — сплошная физика. А факультет информационных технологий объединяет все эти предметы в нужном мне соотношении.

После окончания бакалавриата решила поступать в магистратуру. Было интересно, что еще факультет мне сможет предложить. К тому же, в магистратуре можно совмещать учебу и работу по специальности.

— Расскажи, где ты работаешь?

— Я искала такую работу, где будет не просто одно программирование, но также и научно-исследовательская составляющая. Последние полгода работаю в небольшой фирме Speaktoit, которая занимается разработкой системы распознавания голосовых или текстовых команд человека. С ее помощью, например, можно сделать чат-бота, принимающего заказы в службе доставки пиццы. То есть программа из запроса понимает, какой тип пиццы нужен, распознает адрес и время доставки. Он может задать дополнительные вопросы (например, наличный или безналичный расчет), а затем сформировать заказ и оправить его на выполнение.

Есть еще один пример использования этой технологии — мобильное приложение «Ассистент», созданное нашими разработчиками. Оно позволяет управлять телефоном с помощью голоса: устанавливать будильник, узнавать погоду и многое другое.

Я сейчас занимаюсь обработкой выше упомянутых запросов, извлечением всех необходимых параметров и определением намерения пользователя. Для того чтобы все это работало, используются технологии машинного обучения и обработки естественного языка. Исследовательская часть состоит в том, чтобы понять, какие алгоритмы машинного обучения нам использовать и как их применить конкретно для наших задач. Тут нужно проводить много экспериментов, читать научные статьи и, что самое интересное, анализировать результаты. Понимать, почему мы, например, обучали алгоритм находить одни параметры, а он выучился распознавать совершенно другие.

Мне нравится моя работа, она вдохновляет своими сложными задачами, я чувствую себя нужной и приносящей пользу. И знания, полученные в университете, могу применять на практике. Это говорит о том, что я потратила шесть лет не на получение диплома, а на приобретение реально актуальных и полезных навыков, которые мне сейчас невероятно помогают.
— Как ты считаешь, нужно ли работать во время учебы?

— Мне кажется, работать нужно. Это возможность применить свои знания в решении реальных задач. Учеба в магистратуре логически перетекает в то, что нужно работать, потому что ты уже знаешь все, что надо.

— Во время учебы тебе удалось поучаствовать в проекте, осуществленном по гранту Министерства образования и науки Российской Федерации. Расскажи, чем вы занимались?

— На третьем курсе в рамках Летней школы, которую каждый год проводила компания Parallels, зародился проект, в котором участвовали несколько наших студентов. Расскажу немного о том, в чем заключалась суть идеи . Есть база данных, которая находится не на нашем компьютере. При этом, данные очень важные и мне бы не хотелось, чтобы кто-то посторонний получил к ним доступ. Поэтому их нужно зашифровать, то есть превратить их в такой вид, чтобы посторонний не смог их прочитать. Еще в базе данных можно сортировать составляющие, к примеру, фамилии по алфавиту. Однако этого нельзя сделать, если база зашифрована. Поэтому нам нужны такие алгоритмы, которые бы позволяли проводить операции прямо с зашифрованными данными.

Самая «фишка» проекта заключалась в гомоморфном шифровании. Ее придумал наш научный руководитель Сергей Федорович Кренделев. Гомоморфное — это значит, что программа может выполнять математические операции с зашифрованными данными. Со сложением все было достаточно просто, а с умножением — гораздо сложнее. Сергей Федорович придумал, как можно выполнять умножение. И наши дипломы на этом завязаны.

После Летней школы проект включили в конкурсную заявку на грант, и мы выиграли. С 4-ого курса мы уже над темой вплотную работали. Конкретно я занималась разработкой только самих алгоритмов шифрования и реализацией их в виде криптографических библиотек, которые ребята (Диана Анисютина, Кирилл Шатилов, Владислав Бойко, Артем Суманеев) потом интегрировали в базу данных.

По этому проекту у нас были полугодовые отчеты по скайпу перед специалистом из Москвы, который курировал нашу работу. Он контролировал, как мы выполняем техническое задание. Ему нужно было буквально по буковке объяснять каждый пункт и показывать все файлы с кодом.

— Что сейчас с проектом?

— Грант завершился. Насколько я понимаю, сейчас компания Plesk, входящая в холдинг Parallels, разбирается с результатами и пытается их в каком-то виде внедрить. Мы уже над этим не работаем, только наши магистерские диссертации основаны на этом материале. Такая серьезная работа, несомненно, дает очень ценный опыт. И я рада, что нам удалось принять в ней участие.

— Ты учишься в Школе анализа данных Яндекс. Расскажи, как попала туда и чему там учат?

— Ну, с первого раза я не поступила. Тест написала очень средненько, а на собеседовании, которое проходило по скайпу, разволновалась и нарешала все очень плохо. Меня не взяли, но я пошла вольнослушателем. Нужно было сдать три курса точно в срок, тогда принимали на учебу. И у меня получилось. Но я еще не закончила обучение.

Там дают интересные курсы по алгоритмам, программированию, машинному обучению, которое сейчас является очень перспективным направлением в нашей сфере. Очень много теоретических лекций по математике, статистике, теории вероятности. Честно говоря, Школа анализа данных, наверное, самое сложное испытание в плане учебы. Но я планирую закончить.



— Недавно ты вместе со своим однокурсником (и мужем) Александром Ильиным побывала на Губернаторском балу. Кто вас туда пригласил?

— Можно я начну немного отвлеченно? ФИТ — классный факультет, который дает очень много крутых возможностей. Студентом здесь быть приятно. За время учебы мы с Сашей собрали почти все возможные стипендии: Правительства, Президента, Бейкер Хьюз. Несколько раз мне присуждали стипендию Учёного совета НГУ имени академика А.П. Ершова. А в прошлом году факультет помог нам поехать отдыхать в Крым. На Губернаторский бал этой весной нас отправил деканат ФИТ. Я очень давно хотела поучаствовать в подобном мероприятии, но мне никак не удавалось заманить Сашу. Он же часто по олимпиадам разъезжает. А тут все совпало.

Мы долго готовились, разучивали для «визитки» вальс. Но потом пришла преподаватель актерского мастерства и все поменяла за день до выступления. Очень волновались, конечно, но, в итоге, все достаточно хорошо смотрелось. Организация, правда, немного подкачала, и во время бала пришлось несколько раз переодеваться из одного платья в другое, потому что наш номер постоянно отодвигали. Но это, конечно, пустяки. В остальном, нам все понравилось.

— Чем еще интересным удалось заняться во время учебы на ФИТ?

— В начале магистратуры мне была интересна робототехника. Поэтому я вместе со своей знакомой пошла в Зимнюю школу робототехники, которую устраивала команда ребят из НГУ. Мы тогда сделали машину, выдувающую мыльные пузыри. И это совсем другой опыт, именно прикладное программирование, которое заставляет механизмы двигаться. Правда, все это у меня совпало с поездкой на конференцию «РусКрипто», но роботами я тогда «загорелась».

А летом получилось пойти на школу преподавателей робототехники. У нас в Новосибирске есть «Лига роботов». Они учат детей из конструктора собирать механизмы и базово программировать специальные чипы. Мне удалось даже немного поработать в школе с ребятишками. Это было очень интересно, но и очень сложно. Я поняла, какие эти дети все-таки умные. Они гораздо круче, чем я была в их возрасте.

Вообще, только сейчас понимаю, как много возможностей не использовала во время учебы. В университете куча спортивных секций, кто-то из лука стрелял, а мы даже не пробовали. Или, когда готовились к Губернаторскому балу, попали в школу танцев. Я давно хотела туда сходить, но как-то боялась. А тут оказалось, что там атмосфера невероятная. Поэтому, думаю, нужно пробовать во время учебы как можно больше интересных вещей.

— Кем ты видишь себя в будущем?

— Это сложный вопрос. Пока я вижу два пути. Первый — стать очень хорошим востребованным специалистом в какой-то узкой области. Второй путь — свой проект или приложение. Мне почему-то хочется придумать развивающее приложение для детей. Это моя золотая мечта! И, конечно, хочу семью крепкую. Думаю, это очень важная часть жизни, о которой нельзя забывать.

Александра Трофименко