ВЫПУСКНИКИ: "Главное, что дал университет, - вера в мечту"

Новая рубрика "ВЫПУСКНИКИ". В понедельник, среду и пятницу на сайте www.nsu.ru можно прочитать воспоминания выпускников НГУ разных лет.

Мы возобновляем традиционную летнюю рубрику сайта НГУ. Сегодня вы можете прочитать воспоминания выпускников, опубликованные в прошлом году. Новые материалы читайте в понедельник, среду и пятницу в течение июля и августа.

Содержание



Ю. Л. Ершов: "Все, что я узнал в университете, мне помогает в профессиональной деятельности"

Юрий Леонидович Ершов
Академик РАН, директор Института математики им. С. Л. Соболева
Ректор НГУ в 1986 –1994 гг.
Выпускник механико-математического факультета 1963 года

"Говоря о студенческой жизни, обычно подразумевают внешнюю сторону. Мне запомнился сам университет, то, что нам преподавали выдающиеся ученые. Я слушал лекции трех классиков математики. Уравнения математической физики нам читал академик Сергей Львович Соболев, математическую логику – академик Анатолий Иванович Мальцев, мировой специалист в этой области, лекции по функциональному анализу – академик Леонид Витальевич Конторович. Это уникально. Сейчас, думаю, это повторить невозможно, потому что в тот момент съехалось много ведущих специалистов. Все они работали в университете.

С другой стороны – атмосфера. Как у нас проходили научные семинары? На многих семинарах, где присутствуют профессоры, есть некоторое смущение. Профессоры боятся показать свое непонимание, задать вопрос. Это сдерживает и студента, и преподавателя. Так вот, на наших научных семинарах Мальцев и другие не боялись задавать "глупых" вопросов. Не боялись показаться смешными. Они пытались понять и задавали вопросы. Это имело большое педагогическое значение. Да и сама атмосфера общения была довольно демократичной.

Все, что я узнал в университете, мне помогает в профессиональной деятельности. Значимость школы была очень важна. Сегодня она сохранилась, мы продолжаем работать".


На фото: Первое вручение дипломов выпускникам НГУ. Диплом с отличием выпускнику Юрию Леонидовичу Ершову вручает ректор НГУ, академик Илья Несторович Векуа. С микрофоном - начальник учебного отдела университета Лев Фадеевич Лисс. 1963 г.

Р. З. Сагдеев: "Все основы, которые мне помогают в жизни, были заложены в университете"

Ренад Зиннурович Сагдеев
Директор Института "Международный томографический центр" СО РАН, академик РАН по Отделению общей и технической химии, заместитель Председателя СО РАН
Выпускник физического факультета 1965 года

"Все мы должны учиться всю жизнь. Наше обучение начинается с детского сада, потом школа, университет – это важнейшая часть общего образования. Все основы, которые мне помогают в жизни, были заложены в университете. После окончания школы я учился два года в Казанском университете и приехал в Академгородок на каникулы. Это было давно, в 1963 году. Во всех газетах писали, что в Академгородке создается замечательный научный центр. Мой брат работал деканом физического факультета НГУ, когда не было еще нового здания – университет помещался в школе. Обстановка в Академгородке была замечательная: дух первооткрывателей, Окуджава из каждого окна. Я понял, что это то, что мне нужно. Казанский университет мне тоже нравился, но он традиционный, в чем-то консервативный, а здесь – романтика. Я запросил документы, досдал шесть-семь экзаменов, потому что программы были разные, и перевелся в НГУ. Потом перешел на работу в Институт химической кинетики и горения. Тогда работал академик В. В. Воеводский, он был заместителем директора института, выдающийся советский физик и химик. Он работал на стыке наук: между физикой, химией, биологией, медициной.

Все настоящие открытия сейчас делаются на стыке наук – это очень увлекательно. Моим руководителем был Ю. Н. Молин, ныне академик. Сначала я был стажером, потом младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником, ученым секретарем Института химической кинетики и горения, заместителем директора по науке, в 1993 году я создал отдельный институт – Международный томографический центр.

Новосибирский государственный университет особый, он действительно формирует и готовит исследователей, идет ориентация на формирование исследовательского духа. Главное – интерес к науке, чтоб был блеск в глазах, чтоб это было "страшно" интересно. Из таких людей вырастают настоящие замечательные ученые".


На фото: Ректор НГУ, академик И.Н. Векуа с группой отличников первого выпуска НГУ (1963 г.). Слева направо 1-й ряд – В. Захаров, И.Н. Векуа, М. Дощанова, В. Штерн, 2-й ряд – Б. Чистяков, Р.З. Сагдеев, Ю. Ершов.

А. М. Шалагин: "Образование в НГУ всегда славилось своим крепким фундаментом"

Анатолий Михайлович Шалагин
Директор Института автоматики и электрометрии СО РАН, член-корреспондент РАН, профессор, заведующий кафедрой квантовой оптики физического факультета НГУ
Выпускник физического факультета 1965 года

"Я поступил в НГУ в 1960 году. Это был второй набор. На физику, куда я поступал, конкурс был более десяти человек на одно место. Так велик был в то время авторитет науки и физики в особенности. Тогда университет располагался в здании сегодняшней гимназии №3. Студентов было совсем немного, и мы практически все друг друга знали. Мы были молодыми, а университет – совсем молодой. Эти две молодости способствовали восторженному восприятию жизни, ощущению приобщения к большому новому делу. Преподавали нам ведущие академики и профессоры. Мы хорошо понимали, что получаем знания от корифеев науки, которые сами внесли и вносят весомый вклад в копилку этих знаний. Это явилось хорошим стимулом для того, чтобы проявлять упорство и увлеченность в освоении основ преподаваемой нам науки.

Естественно, увлекались мы не только наукой, что характерно для молодого возраста. Различные спортивные секции, кружки, ансамбли, студии, художественная самодеятельность – все это не проходило мимо нашего внимания. Сам я в течение всего времени обучения в университете участвовал в балетной студии, занимался туризмом и горными лыжами (последнему увлечению предан до сих пор).

Нельзя не упомянуть еще и о том, что годы нашей учебы в НГУ пришлись на пик политической "оттепели" в стране. Это тоже не могло не отразиться на общей атмосфере в университете. И студенты, и преподаватели с энтузиазмом участвовали в политических дискуссиях, создавали клубы по интересам. Тогда же возник знаменитый клуб "Под интегралом". Охватывало воодушевление наивной (как оказалось) надеждой, что в стране строится истинный, а не казарменный социализм.

Конечно, главной нашей целью было получение качественных знаний. Именно в те годы формировалось собственное лицо нашего университета, быстро ставшего одним из ведущих университетов страны, каким он является и в настоящее время. Образование в НГУ, в частности, на физическом факультете, всегда славилось своим крепким фундаментом. Например, для студентов-физиков, овладевших этим фундаментом знаний, не составляло особых проблем освоение любой узкой специальности как в области физики, так и в других областях науки. Выпускники физфака НГУ, как показала жизнь, вполне успешно могут заниматься химией, биологией, информатикой, да и в ненаучных сферах деятельности, в частности, в бизнесе, они занимают передовые позиции".


На фото: Физический факультет. 1960-е гг.

В. В. Пархомчук: "В студенческие годы мы были с головой погружены в науку"

Василий Васильевич Пархомчук
Член-корреспондент РАН, заведующий научно-исследовательской лабораторией ускорителей в Институте ядерной физики СО РАН
Выпускник физического факультета 1968 года

"Впервые я оказался в Академгородке в 1962 году. Тогда в НГУ проводилась Всесоюзная физико-математическая олимпиада. Я выступил успешно, и у меня до сих пор хранится грамота, подписанная создателем Института ядерной физики Гершем Ицковичем Будкером. С тех пор моя жизнь связана с Академгородком, университетом и наукой. В 1968 году я закончил физический факультет НГУ и стал аспирантом у Герша Ицковича. Тогда он разрабатывал электронное охлаждение для ионных ускорителей, и я тоже подключился к этим исследованиям.

В 1975 мы создали первую экспериментальную установку. Уже 40 лет я занимаюсь исследованиями в этой и смежных областях. Год назад мы сделали установку электронного охлаждения для Большого адронного коллайдера. Сейчас я принимаю участие в разработке ускорительного масс-спектрометра для исследований археологических образцов. С помощью него можно определить изотопный состав и возраст находок. Параллельно веду курс "Холодные пучки" на кафедре ускорителей НГУ и общаюсь со всеми поколениями ученых.

В студенческие годы мы были с головой погружены в науку. Это была своеобразная романтика – заниматься исследованиями с 9 утра до 9 вечера. Конечно, мы подрабатывали – могли разгрузить вагон и получить по 10 рублей на брата. Мы работали мышцами, но ничто не отвлекало нас от научных мыслей. В 1960-е к нам нередко приезжали ученые из Москвы и институтов РАН – мы встречались даже с космонавтами. В большой физической аудитории не было свободных мест, люди стояли в проходах и толклись у дверей. Эти встречи поистине незабываемы.

Университет закладывает основы личности и мировоззрения, определяет сферу интересов человека. Фундаментальная наука цементирует общество и объединяет страны между собой. Поэтому университет и СО РАН неразрывны. Сейчас российская наука начинает возрождаться, и в институтах нужно больше молодых ученых. НГУ обладает широким спектром направлений, и все способные ребята могут найти применение своим силам".


Приезд в НГУ летчика-космонавта Г.С. Титова и генерал-полковника Г.В. Бакланова. Встреча Г.С. Титова со студентами. 1963 г.

Н. З.Ляхов: "Университет мне дал всё"

Николай Захарович Ляхов
Член-корреспондент РАН, главный ученый секретарь СО РАН, директор Института химии твердого тела и механохимии СО РАН
Выпускник физического факультета 1969 года

"Что мне дал университет? Для меня это даже странный вопрос. Университет мне дал все. Я окончил его в 1969 году и с тех пор, как пришел в Институт химической кинетики и горения, неразрывно связан с Сибирским отделением. Потом, правда, целая лаборатория переводилась в Институт физико-химических основ переработки минерального сырья, и я в том числе. Но с тех пор, как НГУ ввел меня в СО РАН, так здесь и протекает вся моя профессиональная жизнь.

Я не из Новосибирска. Я из маленького села в Казахстане, оно почти на границе с Китаем. Даже средней школы у нас в селе не было, приходилось в райцентр ходить пешком. Но газеты выписывали. В то время НГУ через газету "Комсомольская правда" проводил заочные олимпиады. Я порешал задачи, выслал. Меня пригласили на олимпиаду в область, там в Казахском университете проходила выездная олимпиада НГУ. Это был мой первый выезд за пределы нашего района, масса впечатлений, и я даже не помню, какое место занял. Тем не менее, там я узнал, что это такое – НГУ.

Когда школу окончил, я собирался, честно говоря, поступать в Томский университет, но тот факт, что экзамены были разнесены по времени – в НГУ немного раньше – давало возможность попробовать поступить и туда. Я отправил документы почтой, не получил никакого извещения, никакого уведомления, ничего. У меня тогда даже паспорта не было – я паспорт получил за полчаса до отъезда на железнодорожную станцию. Тем не менее, поехал. Приезжаю сюда, показываю новенький паспорт: да, есть, говорят, твои документы, завтра экзамен. Пришлось на следующий день сдавать. Общежития были забиты, толпы народу, огромные конкурсы, по восемь человек на место. Но после первого экзамена народ как ветром сдуло, появились свободные кровати. Я тогда набрал проходной балл и сразу поступил, без всяких собеседований. Так что когда я говорю, что университет дал мне все, то это так и есть!".


На фото: Новосибирский государственный университет. 1960-е гг.

В. А. Лихолобов: "Годы учебы в НГУ были для меня мастер-классом жизни"

Владимир Александрович Лихолобов
Председатель Президиума Омского научного центра СО РАН, директор Института проблем переработки углеводородов СО РАН, доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН
Выпускник факультета естественных наук 1970 года

"Годы учебы в НГУ были для меня мастер-классом жизни, армией воспитания гордости за Отечество, преданности выбранному делу, понимания, что только напряженным трудом и непрерывной жаждой познания можно завоевать право быть ученым. Приехав из глубинки, я был восхищен Академгородком, его зелеными улицами, атмосферой науки, которая отражалась во всех сферах бытия и сознании жителей этого до сих пор уникального места на Земле. Я с трепетом проходил мимо зданий институтов, слышал дискуссии на научные темы идущих по тропинкам и сидящих на лавочках и молодых и уже в возрасте людей и искренне завидовал им.

Поступив в университет, я окунулся в бурное и восхитительное море студенческой жизни с лекциями выдающихся ученых, зачетами и экзаменами после бессонных ночей, дискотеками до упаду, сентябрьской картошкой, "Медианой" и студенческими строительными отрядами. Меня учили химии во всей ее многогранности. Лекции и опыты вживую профессора Л. М. Волштейна показали красоту этой науки, а встречи в больших аудиториях с академиком В. В. Воеводским демонстрировали, что только единение химии, физики и математики позволяет истинно восхищаться миром и жизнью атомов и молекул. И эта гармония учебы в НГУ и жизни в Академгородке создали все предпосылки для объективного понимания специальности ученого, которое, как это стало пониматься позже, нигде в стране в такой степени не проявлялось. Поэтому без колебаний после окончания НГУ я продолжил осуществление той мечты, ради которой я поступил в университет, где на протяжении пяти лет познавал азы профессии ученого. Это не всегда бывает, когда годы учебы в вузе не разрушают исходную мечту, и то, что это не случилось со мной, прежде всего, заслуга Университета.

В 2010 году исполнится 40 лет, как я закончил НГУ. В течение всего этого времени, несмотря на ветры перемен душевных ценностей и смысла жизни, я не изменил той профессии, ради которой учился. В 1970 году я стал стажером-исследователем Института катализа и за 30 лет работы в этом мировом центре науки о катализе прошел все ступени научной карьеры вплоть до заместителя директора по науке, заведующего кафедрой катализа и адсорбции НГУ. И этому карьерному росту способствовали, прежде всего, та база, которая была получена мною в НГУ, те традиции преемственности знаний – "плох тот ученик, который не превзошел своего учителя", – которые сопровождали меня, когда я был соискателем, когда я учился учить других. И все это исходило от alma mater – моего университета.

С 2000 года я уже работаю в другом городе – городе Омске, но продолжаю заниматься любимым делом – научными исследованиями, научно-организационной и преподавательской работой. На новом месте обычно менее комфортно, чем на обжитом, но мне всегда помогает в решении возникающих проблем история: история становления Академгородка, его университета, судьбы его первых выпускников".


На фото: В лаборатории факультета естественных наук. 1970-е гг.

Е. А. Бойко: "Университет приучил работать"

Евгений Александрович Бойко
Ректор Сибирской академии государственной службы
Выпускник экономического факультета 1973 года

"Университет приучил работать. Я учился в годы, когда основная масса преподавателей была из институтов. Штатных преподавателей было мало. Начиная с третьего курса, всех студентов активно привлекали к деятельности Института экономики. Не было никаких игрушечных занятий, а была реальная практическая работа. Основная масса студентов уже работала.

Учили нас достаточно строго. На первый курс у нас, если правильно помню, поступало 105 человек, а дипломы получали 49. Сейчас таких отсевов нигде нет. Особо подчеркну такую особенность университета: нас приучали к самостоятельности. Научили мыслить и думать. По большинству предметов учебников как таковых не было. Учились по научным статьям, публикациям наших преподавателей. Со второго курса нас привлекали к участию в МНСК – Международной научной студенческой конференции. Сегодня две секции работают на базе нашей академии: по управлению и по праву.

Иногда говорят: чему научился? То, что осталось у тебя в голове после обучения, тому и научился.

В июле проводили карнавалы. Сегодня такой традиции нет. Выбирали университетского короля, королеву, ряженые ходили. Из тех традиций только маевки сейчас остались. Помню, такая традиция была: нанимать лошадь с повозкой. Очень часто на этой лошади приезжал председатель президиума Сибирского отделения Лаврентьев Михаил Алексеевич. Со студентами общался.

Стройотряды запомнились. Тогда эта традиция так называемого "безвалютного обмена" только развивалась. В Польшу в Краковский университет приезжали, месяц работали на стройках. Денег нам не давали. А было так: после работ две недели ездили по Польше. Еще ездили на остров Шикотан. На сайровую путину. Там в основном девчонок брали: ручная работа – сайру надо было разделывать. Парней было мало. Шикотан – приграничная зона, да и это один из четырех островов, из-за которых возник скандал у России с Японией. Мы туда двое суток шли, корабль видели, назывался "Советский союз" – конфискованный в годы войны у немцев, пятипалубный, с бассейном. Это было в диковинку. Еще мы лазали, наблюдали, как шхуны арестованные приводили, доты, оставшиеся от войны находили, рассматривали. Два месяца там провели. Интересно было. За годы учебы выработалась своеобразная привычка. Жил в городе и каждый день ездил в университет на автобусе, поэтому, чтобы подумать о чем-то, мне теперь нужны отвлекающие факторы. Дома и на работе всегда телевизор включен.

Сегодня работаю ректором Сибирской академии государственной службы. У ректора забот много. В основном хозяйственные и управленческие функции выполняю. В научном плане как занимался, так и продолжаю заниматься развитием системы госуправления и государственной службы. Привычка работать так и осталась. В отпуске нормальном был в последний раз в восемьдесят восьмом году.

По-моему, я был единственный ректор вуза без степени и такого возраста. Ректором стал в 39 лет. Получилось, что когда КПСС закрыли, все равно стало понятно, что кадры госаппарата надо учить. Я этим тогда занимался довольно активно, ездил часто в Москву. Мне говорят: "Иди. В Новосибирске на месте партшколы создавай кадровый центр". Потом в 1995 году сделали Академию госслужбы. Вот так из простых преподавателей сразу стал ректором".


На фото: Экономический факультет. Комсомольское собрание.

В. Н. Опарин : "Те знания, которые я получил в университете, позволили сегодня стать лидером в области геомеханики"

Виктор Николаевич Опарин
Член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор. Основатель и заведующий кафедрой геомеханики ГГФ НГУ
Выпускник геолого-геофизического факультета 1974 года

"Университет дал путевку в большую жизнь. Он дал необходимую, универсальную базу, но дальше надо развиваться уже самому.

Из студенческой жизни запомнилась атмосфера. Ее создавали, в первую очередь, профессоры. С большой буквы. Это и педагоги, и деятели науки. У нас с вами в НГУ есть уникальная возможность – получать сведения из первых рук: от творцов науки, культуры. Хорошо знать историю, без приукрашивания. Историческая конъюнктура, которой грешит последнее десятилетие, в те годы чувствовалась меньше всего – максимально объективный взгляд на историю, культуру России как великого государства. Профессоры показывали пример мудрости в отношении к жизни, прививали нам стандарты человечности, культуры, в самом широком понимании этого слова, и главное – гражданскую позицию, без чего люди уподобляются перекати-поле. Это растение от легкого дуновения ветра летит по степи, куда потоки воздуха вынесут, а университет – это формирование "корневой системы". Университет и отличался тем, что такие базовые позиции, явно или неявно, были заложены в основу подготовки кадров. Профессоры и студенты могли спорить, беседовать "на равных" и впитывать, с одной стороны, молодой задор и незашоренность взглядов – это студенты, а с другой стороны, приобретать "элемент задумчивости" – это профессоры. Профессоров своих мы воспринимали не как назидателей, а как коллег и старших товарищей.

Наша студенческая жизнь бурлила. Бурление создавалось двумя сторонами – молодыми профессорами и самими студентами – это гремучая смесь. Маевки проходили в неформальном сообществе: в лесу, на Обском море, очень весело, культурно, эмоционально отмечали эти весенние победоносные дни. А какие были экспедиции! Проехали, проездили Алтай, прекрасную жемчужину потенциального туризма, Камчатку, Сахалин. Все шло в тесном взаимодействии, общении, обмене.

Ведь трудно сказать, что и когда ты получил от собеседника-коллеги. Это не вербализируется. Достаточно иногда одного взгляда, хмыканья, обнимания. Это все учеба. Это сообщество воспитывало, обогащало, способствовало широкому, не догматичному, творческому взгляду на жизнь. Когда попадаешь в такую среду, то хочешь ты этого или не хочешь (а мы хотели), но она пронизывает тебя и создает ту почву, на которую можно опереться.

Я окончил геолого-геофизический факультет. Полевые условия, работа на природе дает дополнительные качества студентам: избыточную раскрепощенность, творческий полет и широту знаний. Базовые, универсальные знания из области точных наук дают возможность работать в самых разных областях науки. Мне довелось возглавить Институт горного дела СО РАН. Это крупнейший академический институт мирового звучания. С него начиналось формирование Западно-Сибирского филиала Академии наук – предтечи Сибирского отделения. Те знания, которые я получил в университете, позволили сегодня стать лидером в области геомеханики, горных наук. В этих областях достиг, как говорят мои коллеги, немалого: два научных открытия. Например, явление зональной дезинтеграции горных пород вокруг подземных выработок. Сейчас это открытие вылилось в целое научное направление".


На фото: студенты ГГФ на практике

Е. Н. Морозова : "Понимание научного процесса всегда помогает мне в работе"

Елена Николаевна Морозова
Директор новосибирского филиала компании "Carl Zeiss"
Выпускница факультета естественных наук 1978 года

"Я закончила ФЕН по специальности "физиология". Сначала работала в научном центре "Вектор", занимаясь разработкой противовирусных препаратов. Мы оценивали безопасность и эффективность наших препаратов. В 1994 году сотрудники "Вектора" организовали небольшую фирму "БиоПро", и я перешла работать туда. Мы занимались продажей реагентов, расходных материалов и лабораторного оборудования для медицины и сельского хозяйства. Не могу не отметить, что фирма была организована выпускниками НГУ. У нас не было влиятельных спонсоров и большого капитала. Мы начали дело с нуля и преуспели. По-моему, это хороший пример того, что НГУ дает не узкую специализацию, а образование, которое позволяет работать во многих областях. Университет научил нас работать, анализировать и осваивать смежные области знаний. Наши студенты учатся исследовать явления – и двигать науку вперед.

У студентов моего поколения учеба была на первом месте. Мы грызли гранит наук с увлечением, и было не престижно учиться плохо. У нас был замечательный поток – веселые заводные ребята. Политикой мы тогда не очень интересовались – только наукой и общением.

Преподавательская деятельность – это не мое, хотя я люблю помогать коллегам осваивать сложную технику, люблю учить работать в нашей профессии. "Carl Zeiss" занимается разработкой оптики и оптического оборудования для научных и медицинских лабораторий. Я сама – прирожденный микроскопист. Наверное, поэтому я стала сотрудничать с этой компанией. Когда прихожу в какую-нибудь лабораторию, то всегда стараюсь заглянуть в микроскоп и обсудить увиденное с учеными. Понимание научного процесса всегда помогает мне в работе.

С университетом я сейчас связана профессионально. Наша компания поставила в НГУ много оборудования в рамках проекта "Инновационный вуз". Наше сотрудничество продолжается, и в НГУ я бываю регулярно. У университета есть здоровая база – прекрасный преподавательский состав и множество интересных образовательных проектов, поэтому работа с нашим университетом приносит огромное удовольствие".


На фото: В читальном зале. Конец 1970-х–начало 1980-х гг.

В. Г. Винс: "Во время студенчества все мы твердо знали, что учимся в одном из лучших университетов мира"

Виктор Генрихович Винс
Заместитель генерального директора по науке и новым технологиям компании "Новые Бриллианты Сибири", кандидат физико-математических наук
Выпускник физического факультета 1979 года

"Годы учебы в НГУ были настолько яркими, насыщенными самыми разнообразными впечатлениями и событиями, что выделить какие-то конкретные эпизоды практически невозможно. Сильное впечатление производили наши "физфаковские" преподаватели, в первую очередь, герои всех студенческих эпосов Г. В. Коткин, В. Г. Сербо и Г. В. Меледин. Мне кажется, они преподаватели "от бога". Думаю, все физики, которым довелось сдавать семестровые задания или экзамены этим профессорам, поймут, о чем я говорю. С первых шагов и на протяжении всей учебы лекции нашему курсу читали маститые ученые, академики и член-корреспонденты Академии наук С. Т. Беляев, Р. И. Солоухин, Б. В. Чириков, Л. М. Барков, С. С. Кутателадзе, В. Е. Накоряков. Помимо того, что они были (к сожалению, некоторых из них уже нет с нами) профессионалами высшей пробы, они обладали широчайшим кругозором, большой культурой и развитым чувством юмора. Запомнилось рассуждение академика Кутателадзе о том, что "студенты точно произошли от обезьяны". К такому выводу он пришел, сидя на заседании Ученого Совета НГУ за новой партой, на которой уже кто-то успел написать что-то не совсем литературное. Университет дал не только знания. Ребята, однокурсники, с которыми вместе жили в общежитии № 8/2, стали друзьями на всю жизнь. Конечно, запомнились наши праздники, в первую очередь традиционный День физика. На четвертом курсе мы встречали его в образе панков (был 1978 год, и на Западе набирало силу это молодежное движение). Нацепили на себя соответствующий, насквозь дырявый, гардероб и обильно раскрасили друг друга краской. Пока костюмированное шествие двигалось по Академгородку, мы успели вволю позабавить своим видом посетителей ТЦ и ресторана "Золотая долина".

Университет дал все: от фундаментальных теоретических знаний до умения работать руками. Последнее было приобретено на четвертом-пятом курсах, во время практики в НИИ. Мне кажется, главное, чему научили в университете, заключается в умении быстро понять суть проблемы и наметить возможные пути ее решения. Сразу после окончания НГУ это помогало выполнять задачи, поставленные научным руководителем, позднее – самому ставить задачи своим сотрудникам.

Во время студенчества все мы твердо знали, что учимся в одном из лучших университетов мира. Объективно так оно и было и, наверное, так и есть. Я хочу, чтобы нынешние студенты имели такую же твердую уверенность."


Физический факультет. Посвящение в студенты. 1980 г.

А. Т. Некипелов: "Университет дал мне возможность смотреть на мир открытыми глазами"

Андрей Трофимович Некипелов
Директор западно-сибирского представительства группы компаний "Электрощит-ТМ"
Выпускник физического факультета 1993 года

"Университет дал мне возможность смотреть на мир открытыми глазами, ценить то, что ежедневно происходит вокруг. Приучил к анализу событий и фактов; после школы я, конечно, знал не мало, но именно университет создал из этого единую структуру мышления, на основе которой я научился принимать важные решения. Благодаря НГУ понял, что у людей, как и у множества чисел, есть свои законы, и если ты научишься их понимать, то практически все двери в этом мире для тебя открыты. Если ты знаешь правила – то ты можешь играть по ним, строить свой бизнес. Наверно, это и есть то главное и важное, что дали мне пять лет учебы в НГУ.

Свои студенческие годы я провел в общежитии, в пятерке, там появилось очень много друзей, с которыми мы общаемся до сих пор, работаем вместе. Самое запоминающееся из того, что подарила мне учеба в НГУ, – это горы! В секцию горного туризма я пришел в 1987, а в 1991 году мне удалось сходить на пик Ленина (7134 м). Это, пожалуй, было самым высоким моим достижением студенческих лет, которым горжусь и до сих пор. Причем до прихода в университет я не знал, что такое горы. Пошли друзья и взяли за компанию, мне было просто интересно посмотреть на тех ребят, которые тратили все свои выходные на тренировки, пошив рюкзаков, изготовление крючьев, ледорубов и кошек… И я не пожалел, что начал ходить вместе с ними! В горах можно почувствовать то, что в команде ты действительно способен на большее. Это такое место, которое невероятно сплачивает людей, идущих в одной связке, это команда, единое целое, в горах от действий одного порой зависит жизнь другого человека. Возможно, именно походы, альпинизм научили меня работать в команде. Это увлечение затянуло и не отпускало пять лет."


На фото: Зимний лыжный поход. Кузнецкое Алатау. Февраль 1980 г.

А. Ю. Ладан: "Университет научил справляться с непростыми ситуациями"

Александр Юрьевич Ладан
Генеральный директор ЗАО Управляющая компания "Сибирский Берег"
Выпускник механико-математического факультета 1998 года

"Благодаря университету у меня есть друзья, с которыми мы общаемся до сих пор. Даже тот факт, что сейчас у меня большой круг знакомых и партнеров по бизнесу – это выпускники НГУ, говорит сам за себя. Если ФМШ считать частью университета, то здесь я познакомился со своей будущей женой, встретил вторую половину. Ну, и конечно, мой кругозор значительно расширился во время общения с такими сильными, разносторонне развитыми людьми, которые учились со мной (а это были лучшие ребята со всей Средней Азии и Сибири), и преподавателями, которые с нами работали.

Студенческая жизнь – это запоминающееся время: первые Интернедели, доброжелательная атмосфера, хорошие люди. Если начинать говорить о моей учебе с ММФ, то именно там у меня появилось чутье на цифры. Сейчас могу посмотреть на лист бумаги, где много-много цифр, и сказать, есть там ошибка в расчетах или нет. Причем, чтобы найти ошибку, еще понадобится время, но я точно могу сказать с первого взгляда, что она там есть.

На экономическом факультете НГУ мы изучали многое из того, что мне помогает сейчас управлять предприятием: и юридические аспекты, и производство, и управление персоналом, и планирование, стратегия компании – все то, что так или иначе я использую сейчас. Поэтому когда после ФМШ не хватило 0,5 балла для поступления автоматом на ЭФ, я поступил на ММФ, и все равно после его окончания в 1998 году получил второе высшее на ЭФ и не жалею. Там, кстати, посвящение было очень интересное, помню его до сих пор.

Еще запомнилось, что через связи, какие-то личные контакты, в общем, нечестно поступить в НГУ нельзя. Университет научил справляться с непростыми ситуациями, открывал и открывает множество возможностей, и те, кто хочет чего-то достичь, добиться в жизни, используют это и в работе, и в жизни. Вокруг много возможностей и нужно уметь, и хотеть их использовать.

Сейчас я управляю большим предприятием, компания "Сибирский Берег" производит и продает легкие закуски, снеки. Как раз чутье цифр и умение хорошо считать, которые остались у меня с ММФ, все аспекты из теории управления предприятием, которые изучил на экономическом факультете, использую сейчас на практике".

А. В. Черепанов: "Здесь дают не просто знания, а учат, как правильно использовать их на практике"

Андрей Валерьевич Черепанов
Старший геолог по оценке ресурсов марганцевого месторождения Woodie Woodie, компания Consolidated Minerals (Австралия)
Выпускник геолого-геофизического факультета 2003 года

До сих пор помню, как приехав из маленького городка поступать в университет, я начал ходить по вузам Новосибирска. Сидящие на траве перед главным корпусом НГУ студенты, их разговоры с преподавателями во время перемены, стенгазеты, рассказывающие о научных успехах и спортивных достижениях, а главное, студенты геологи, собиравшиеся на практику, произвели на меня незабываемое впечатление. Выбор был сделан, я подал документы на ГГФ.

Очень сильно запомнилась жизнь в общежитии, она оставила незабываемое впечатление. Полагаю, что так мирно, дружно и интересно, как геологи, не жило ни одно другое общежитие студенческого городка. В те тяжелые 90-е бывшие выпускники ГГФ НГУ организовали в Новосибирске транспортную железнодорожную компанию. Для разгрузки вагонов им нужны были грузчики и, конечно, они звали студентов из нашего общежития. Тогда, при хорошем раскладе, можно было заработать 120 рублей в день, а при очень хорошем – до 200 рублей. На эти средства можно было прожить целую неделю и на выходных даже сходить на дискотеку в "восьмерку".

Запомнился ремонт общежития. В то время финансирование общежитий университета было не очень высоким, денег было достаточно лишь для закупки средств для ремонта, а проводить ремонтные работы нужно был своими силами. Тогда мы организовали инициативную группу, целью которой было собрать студентов всех курсов и провести покраску и побелку. После этого мы строго следили за чистотой и порядком в общежитии, что до этого не наблюдалось.

Самое запоминаемое событие в жизни каждого студента ГГФ НГУ – это праздник День геолога. Так душевно и с таким размахом не отмечается ни один из других праздников. В этот день перед общежитием встречаются студенты, выпускники разных лет и преподаватели. Ребята соревнуются в разных конкурсах, основными из которых являются перетягивание каната и футбол между молодыми и "старичками". В наше время кульминацией праздника был армрестлинг среди сильнейших парней факультета.

Жизнь в общежитии является неотъемлемой частью учебного процесса, из которого наиболее яркими являются первые две геологические практики на Алтае и в Хакасии. Там мы получили основные навыки профессии геолога: работать и взаимодействовать в коллективе, жить в экстремальных полевых условиях, быть крепкими и выносливыми. Но даже не это было главным, а та особая атмосфера сотрудничества студентов и преподавателей. Действующие ученые, люди, увлеченные своим предметом, передали нам тягу и интерес к геологии и науке. Из преподавателей прежде всего хочется вспомнить Наталью Артемовну Кулик. Очень строгий, но бесконечно справедливый человек, она научила нас упорно работать, быть выдержанными и уважать чужое мнение. Ее лекции были наполнены не только академическим знаниями, но и большим жизненным опытом. Такая манера преподавания позволяла не просто выучивать термины, а думать гораздо глубже и шире. Впрочем, это можно отнести к большинству преподавателей ГГФ НГУ. Университет научил нас учиться. НГУ и отличается тем, что здесь дают не просто знания, а учат, как правильно использовать их на практике, быстро адаптироваться к новым условиям и осваивать новые направления.

Я постоянно держу связь со своими бывшими преподавателями, сокурсниками и со временем планирую вернуться в Россию. Тяга к новому, заложенная еще университетом, постоянно сопровождает меня в моей карьере и жизни. Я твердо уверен, что человек не должен останавливаться, должен постоянно стремиться, учиться, работать, и успех не заставит себя ждать".

Е. В. Танцерев: "НГУ сделал из меня универсального специалиста"

Евгений Валерьевич Танцерев
Кандидат физических наук, научный сотрудник Норвежского университета естественных и технических наук отделения нефтяных технологий и прикладной геофизики. Инструктор по бальным танцам при университете
Выпускник механико-математического факультета 2003 года

"Уже больше 4 лет я живу и работаю в Норвегии. В сентябре 2008 года защитил кандидатскую диссертацию по физике в главном столичном университете Норвегии Universitet i Oslo в отделении "Физика геологических процессов". Моя работа содержит статьи по математике, физике, геологии и геодинамике. Сейчас я работаю в области геофизики в Норвежском университете естественных и технических наук в городе Трондхейме, но при этом продолжаю проекты, которыми занимался в Осло. Благодаря такой широкой тематике я имею возможность участвовать в различных международных конференциях, таких, например, как Европейская Геологическая конференция в Вене, Международная Конференция по прикладной математике в Цюрихе, конференция по пористой механике в Нью-Йорке. В свободное время веду занятия по бальным танцам у студентов университета, а сам танцую на внутренних и международных конкурсах.

Именно Новосибирский государственный университет сделал из меня универсального специалиста, способного переключаться с одной области науки на другую, научил адаптироваться к различным условиям жизни и не тушеваться в сложных ситуациях, а оставаться всегда оптимистом. Лекции и семинары, даваемые в НГУ великолепными преподавателями и учеными, в частности, Бондарем Василием Денисовичем и Войтишиком Вацлавом Вацлавовичем, привили мне любовь к науке и помогли сделать выбор – стать ученым, чему я очень рад.

Русский клуб НГУ, где я был президентом, дал мне неоценимый опыт общения с иностранцами, помог в понимании менталитета людей из разных стран, английский и немецкий клубы при НГУ дали возможность совершенствоваться и общаться на английском и немецком. Активные тренировки и выступления за сборную НГУ по футболу под руководством Николая Петровича Дьякова заложили великолепные физические кондиции, а благодаря танцевальному клубу НГУ по бальным танцам под руководством Яны Кузнецовой я сейчас преподаю бальные танцы в университете в Трондхейме и выступаю в элите Норвегии. А проведение семинаров по дифференциальным уравнениям на физическом факультете НГУ в течение 3,5 лет дали мне необходимые навыки преподавания.

У меня много прекрасных воспоминаний о студенческой жизни в НГУ. Это и непередаваемо волнительные ощущения, которые я испытывал при сдаче моего первого экзамена по теории чисел, и решение более 1000 задач по "матану" из "Демидовича", и изматывающие кроссы по Академгородку в составе сборной НГУ в рамках подготовки к зимнему чемпионату СО РАН по футболу, и придумывание и отработка русских народных танцев с иностранными студентами, и выступления в соревнованиях по "Что? Где? Когда?" за команду "Лента Мебиуса". До сих пор я с трепетом вспоминаю, как на первом занятии по бальным танцам в НГУ я предложил понравившейся мне девушке танцевать вместе и она согласилась. Ну, и конечно, я никогда не забуду мой первый день в качестве преподавателя, когда студенты подумали, что я один из них, и не обратили внимание на мой приход в аудиторию.

Иностранные ученые восхищаются Академгородком и университетом. Совсем недавно я разговаривал с известным норвежским ученым, который побывал в Академгородке и не переставал говорить о его уникальности и непередаваемой атмосфере".

А. Н. Пухальский: "Я научился здесь формировать свое мнение"

Артем Николаевич Пухальский
Советник директора ФГУ "ННИИПК Росмедтехнологий" (Институт им. академика Е. Н. Мешалкина), кандидат экономических наук
Выпускник факультета журналистики 2003 года

"Конечно, в первую очередь, университет – это люди. За пять лет обучения судьба подарила мне много учителей (в широком смысле этого слова), друзей и верных товарищей, познакомила меня с людьми, чьи личные и нравственные качества во многом определили высокие стандарты и требования, предъявляемые мной сегодня к себе и результатам своего труда. Университет дал определенное чувство общности, принадлежности к академической школе, огромному опыту и знаниям. Слышал много историй о том, как, встречаясь в другом городе или за рубежом, малознакомые в университетские годы люди радовались друг другу, как давним друзьям, и проводили много часов вместе, вспоминая, рассказывая, и продолжали поддерживать отношения после прощания. Со мной такое тоже уже случалось. И, не скрою, это приятно.

Основной навык, который, по-моему, дает университет, – это навык поиска и структурирования информации, использования знаний для решения производственных, да и просто житейских задач. Если, будучи студентом первых двух курсов, я не понимал, почему преподаватели, имеющие ученые степени и научные звания, часто говорили, что не могут ничему нас научить, то, повзрослев, я оценил эту особую философию образовательного процесса в НГУ – как много это значит, когда тебя не учат, а дают возможность научиться! Безусловно, можно было закончить вуз, просто соблюдая формальные требования по посещению занятий, подготовке рефератов, курсовых и т. д., но тогда обучение было бы скучно серым. Дух свободы и одновременно высокая ответственность за себя, свои решения всегда отличали студентов университета от студентов других высших учебных заведений. Я научился здесь формировать свое мнение, аргументированно отстаивать свою позицию, принимать решения и нести за них ответственность, уважать окружающих и их право на иную точку зрения. По-моему, это не мало!

Первый раз я посетил Академгородок и университет, будучи уже подростком, лет в пятнадцать. Помню, какое неизгладимое впечатление на меня произвели улыбающиеся люди. Юноши и девушки в яркой одежде, со странными и порой причудливыми головными уборами и сумками сильно отличались от молодежи, которую я видел раньше. На фоне серого города и часто мрачных и безэмоциональных прохожих это место показалось мне иной Вселенной. Изучая историю НГУ, понимаешь, что таким его видели многие и в совершенно разные годы. Университет был островком инакомыслия, другого, позитивного взгляда на жизнь. Даже в самые сложные для страны годы здесь кипела культурная и общественная жизнь, сохранялись условия для развития личности, творческого потенциала, формирования активной жизненной позиции".

А. Е. Попов: "Любой факультет в нашем университете несет одну марку - НГУ"

Александр Евгеньевич Попов
Редактор региональной информации "Эксперт Онлайн" (ЗАО "Группа Эксперт"), спецкор медиахолдинга "Эксперт" по Сибири
Выпускник факультета журналистики 2003 года

"Я никогда не жил в студенческой общаге, это накладывало определенный отпечаток на мое поведение. Чувствовалась некоторая оторванность от субкультуры, которая сложилась в студгородке. Тем более, общежитие №10 – это уникальное место. Люди могут не знать, кто живет в других общежитиях, но то, что в "десятке" живут гуманитарии, все знают точно. Я, конечно, там бывал в гостях у друзей, но никогда там не жил. В студенческие годы жалел об этом, причем очень сильно. Но, родившись на Пирогова, я вырос и до сих пор живу в микрорайоне Щ. Так что в общаге я просто не нуждался.

Наиболее яркое впечатление студенческих лет – это теннис. Поступив на первый курс, я сразу пришел в Спортклуб НГУ, к его директору Владимиру Реве и попросился к нему в теннисную секцию. К моему удивлению, он меня взял. Он меня в теннисе всему научил. Конечно, я не стал профессиональным спортсменом, но очень многое в этом виде спорта постиг именно благодаря Владимиру Дмитриевичу, его уникальному тренерскому дару и таланту. Мы до сих пор с ним большие друзья, если можно говорить о дружбе между людьми с такой разницей в возрасте. Он стал для меня не столько тренером по теннису, сколько наставником по жизни. Кроме того, вместе с ним мы организовали множество теннисных турниров как в НГУ, так и за его пределами.

С ностальгией по студенческой жизни неразрывно связаны воспоминания о работе в пресс-службе и газете "Университетская жизнь" на четвертом-пятом курсах. В "УЖ" я попал совершенно случайно. Помню, шел по университету и мимоходом увидел объявление о вакансии главного редактора газеты. Я был абсолютно уверен, что меня на эту работу не возьмут, но – постоял, подумал и решил: пойду! Зашел в кабинет руководителя пресс-службы, ответил на несколько вопросов, оставил контакты. Вышел – и сразу забыл. А через две недели был обескуражен звонком: "Александр, завтра встреча с ректором – вас взяли на работу"! От таких предложений, как говорится, не принято отказываться. И я стал главным редактором главной университетской газеты. Именно благодаря этому я решил стать профессиональным журналистом. Между третьим и четвертым курсом я был уверен, что эта профессия – не для меня. К тому же, тем летом я работал директором Центрального теннисного корта Новосибирска, тренировал, проводил турниры… Думал, в теннисе и останусь на всю жизнь. Но работа в газете меня увлекла с головой. "УЖ" стал для меня настоящей школой профессии. Прежде всего, я научился самостоятельно систематизировать свою работу. Я же был один: и корреспондент, и редактор. Этот опыт мне и сейчас помогает работать эффективно на моей нынешней позиции, вдалеке от московского руководства.

Когда я был на четвертом, по-моему, курсе, отделение журналистики Гуманитарного факультета НГУ стало самостоятельным. Тогда я жалел, что так случилось, ведь поступал я на "гумфак", факультет с 40-летней историей, собственным брендом. Но сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что переживания были напрасны. Потому что любой факультет в нашем университете несет одну марку – НГУ. И на то, какой факультет ты закончил, смотрят вторично, в том числе и в Москве, где выпускников нашего вуза огромное количество. Только после окончания НГУ я понял, что в студенческое время надо серьезнее относиться к учебе. Многое, что пропустил в университете из-за того, что уже работал или просто ленился, потом пришлось осваивать самостоятельно. Например, курс лекций по экономике у нас был, но я его почти не слушал. А когда начал работать руководителем отдела экономики в деловой газете "Континент-Сибирь", пришлось наверстывать все на ходу".

В. С. Тарарышкин: "Главное, что дал университет, - вера в мечту"

Василий Сергеевич Тарарышкин
Партнер, административный директор, ведущий консультант ASIA Consulting Group
Выпускник факультета психологии 2004 года

"Для меня никогда не стоял вопрос, в какой вуз поступать: я знал, что обязательно буду учиться в НГУ. Для этого была масса причин, и выделить какую-то главную я, наверное, сейчас уже не смогу. Вопрос скорее стоял в выборе факультета: мне очень хотелось помогать людям. Когда я узнал, что появился факультет психологии (а это случилось за две недели до вступительных экзаменов), решился и он. Поэтому после марафона школьных выпускных экзаменов я отнес документы в "универ". К сожалению, а может быть, и к счастью, с первого раза поступить мне не удалось – завалил математику. Не то, чтобы задания оказались слишком сложными, – скорее, я был чересчур самоуверенным: я тогда решил все задачи из своего билета за 45 минут и ушел с экзамена. Правда, мне повезло – факультет психологии только открылся, и после вступительного "отсева" оказалось, что группа для обучения не набрана, поэтому в конце лета был объявлен второй набор, и мне удалось стать студентом НГУ.

Из жизни в университете мне запомнилось многое: запомнились интереснейшие лекции, которые читали искренне увлеченные своим предметом преподаватели факультета психологии. Запомнилось, как в течение восьми часов я сдавал экзамен по биологии. Мне очень хотелось сделать что-либо хорошее для факультета, и я с удовольствием обнаружил, что такая возможность у меня была: однажды я увлекся версткой сайтов, и мне нужна была тренировочная задача – так появился первый сайт факультета психологии. Потом я готовил объявления для выпускников, которые мы на первом курсе расклеивали в школах города, работал в приемной комиссии. Запомнились люди, с которыми мы вместе делали различные проекты в университете (например, 40-летие НГУ) и участвовали в жизни клубов (AIESEC НГУ, "Дебаты"), с кем делали проекты на факультете психологии. Из студенческих событий, наверное, больше всего запомнилась "Медиана" – пришли многие из преподавателей, и нам удалось создать очень теплую, домашнюю, открытую и, одновременно, очень веселую атмосферу. Тогда я был очень горд, что у нас все это получилось, ведь нам пришлось изрядно постараться: договориться с "Пятеркой", столовой НГУ, привлечь спонсоров, придумать программу.

Сейчас я партнер (совладелец) одной из ведущих консалтинговых компаний Сибири – компании ASIA Consulting Group. Мы развиваем людей и организации, помогаем компаниям и работающим в них сотрудникам сформировать видение их развития и реализовать его, т. е. стать богаче и счастливее. Безусловно, многие из тех навыков, которыми я сейчас пользуюсь в работе, я получил в университете: это и умение убеждать других людей, умение организовать команду, умение разбираться в людях и многое другое. Отлично помогает и широкий кругозор по самым разным аспектам человеческой жизни – биологии, физиологии, экономике, философии, логике и, конечно же, психологии, который удалось сформировать моим наставникам и преподавателям. Однако самое главное, что дал мне университет – это вера в мечту, это возможность реализовывать свои идеи. Все мои инициативы получали поддержку, и мне легко удавалось найти единомышленников, собрать команду и реализовать задуманное. Конечно, было не без трудностей, но именно университетские годы научили меня не вешать руки и искать решение, научили умению преодолевать трудности".

А. П. Поталяк: "Поступление в НГУ я считаю одним из самых мудрых решений в своей жизни"

Анна Павловна Поталяк
Магистр бизнес-администрирования (MBA), Университет Миссури – Канзас Сити
Выпускница факультета журналистики 2006 года

"Удивительно, как одно решение, один рисковый шаг может во многом определить дальнейший путь человека. Поступление в НГУ я считаю одним из самых мудрых решений в своей жизни. Помню, как на весенних каникулах в десятом классе я села на междугородний автобус Барнаул – Новосибирск и отправилась "в разведку". Помню многочисленные лесные тропинки, огромные сосны у входа, красочные витражи главного корпуса. Но меня это величие не смутило. Не теряя времени, я прошагала в приемную комиссию НГУ, открыла дверь и заявила, что хочу здесь учиться. Немного удивленные сотрудники спокойно поинтересовались, на какой факультет я планирую поступать. Этого вопроса я, почему-то, не ожидала. На тот момент само название университета действовало на меня завораживающе. Походив по коридорам НГУ, посмотрев на студентов, зайдя в библиотеку, я всей внутренностью почувствовала, что это мои стены и что в них можно расти.

Воспоминаний сейчас много, они всплывают одно за другим, и я постоянно делюсь ими со своими друзьями здесь, в Америке. Наверное, самые красочные – это воспоминания о жизни в общежитии. Всем рекомендую. Вот где по-настоящему формируется личность. Однажды я подсчитала, что к нам за один вечер могло зайти до 20 однокурсников поочередно. По разным причинам: просто поболтать, позаимствовать лекции, попить чаю. Результат был предсказуемый: учиться мы начинали после двенадцати, заканчивали с рассветом, а на переменах бегали с огромной скоростью по коридорам из лабораторного корпуса до главного, чтобы не заснуть на лекциях греческой литературы – они всегда были по утрам на первом курсе. А по ночам во время сессий, когда от умственного напряжения у нас буквально закипали мозги, под рукой всегда было два запасных варианта. Высунуться в форточку, если не помогало – выбежать на улицу и прыгнуть в сугроб.

Ну, а если серьезно, то я такой глубины образования еще не встречала. В НГУ нас действительно учили мыслить, анализировать, уметь работать с разного рода информацией и мнениями. С самых первых семестров в нас закладывали прочную академическую основу, на которой так легко уже позже строить любое здание. Благодаря НГУ у меня на всю жизнь остался навык и желание постоянно чему-то учиться, не останавливаться. В 24 года я уже получила магистерскую степень по бизнесу, прошла стажировку в Германии, адаптировалась к работе и жизни в Америке, изучаю четвертый язык и продолжаю свое обучение на степень кандидата наук (PhD). В НГУ я научилась не бояться объемов материала и четко формулировать перед собой задачи. Навыки, приобретенные в университете благодаря стараниям научных руководителей Н. В. Куксановой и О. А. Краевской, помогли мне в работе с одним из ведущих мировых исследователей в сфере менеджмента инновации, доктором М. Сонгом (Dr. Michael Song).

Принято считать, что российское образование отличается своей фундаментальностью, в то время как западные школы ориентированы на практические навыки своих выпускников. Однако, помимо прочной гуманитарной основы, уникальная особенность факультета журналистики НГУ – это обязательная профессиональная практика, начиная с первых курсов. Возможность учиться у практикующих журналистов во время специализации на старших курсах позволяет студентам не только овладеть мастерством, но и приобрести необходимые профессиональные контакты. Так, когда я оказалась автором документального фильма, то знала, кому позвонить и спросить совета. Л. И. Галкина, практикующий режиссер и преподаватель специализации "телевидение", порекомендовала мне отличную команду. В результате получилось два документальных фильма, которые потом транслировались от Исландии до Кореи."

А. В. Байкина: "Смело могу сказать, что для меня наш НГУ и его преподаватели - лучшие в мире!"

Анастасия Витальевна Байкина
Генеральный директор кредитной организации "АрселорМиттал СМЕ Ресорс", директор по координации деятельности компаний с участием "АрселорМиттал"
Выпускница экономического факультета 2006 года

"Новосибирский государственный университет явился первой ступенькой в моей самостоятельной взрослой жизни. Для того чтобы поступить в НГУ и учиться в нем, мне необходимо было одной в возрасте 15 лет надолго уехать с моей родины – Республики Казахстан – и переехать в Новосибирск.

Университет дал фундаментальные знания, научил меня быть сильной, успешной и целеустремленной. Я часто вспоминаю наших прекрасных преподавателей, таких как Валентина Васильевна Амелина, Михаил Эдуардович Морозов, Валерьян Станиславович Вугерничек, Валерий Николаевич Лисица, Татьяна Олеговна Тагаева и всех остальных, кому я всегда буду благодарна за их нелегкий труд и драгоценный вклад в наше образование. И, конечно, деканату нашего факультета, в лице Гагика Мкртычевича Мкртчяна, Наимджона Мулабоевича Ибрагимова и других его сотрудников, под чутким руководством которых мне удалось успешно окончить университет и перейти в следующий этап моей жизни.

Смело могу сказать, что для меня наш НГУ и его преподаватели – лучшие в мире! Знания и навыки, приобретенные в университете, не только помогли мне добиться колоссальных успехов в работе и завоевать самые высокие позиции в топ-менеджменте компаний, в которых я работаю, но и всегда будут являться основой моей деятельности. Единственное, что я продолжаю делать – это постоянно их совершенствовать и развивать".

ТЕКСТ: По материалам книги "НГУ: вчера, сегодня, завтра. Воспоминания. Очерки. Интервью", Новосибирск, 2009 г. ФОТО: Музей истории НГУ, Пресс-служба НГУ

Лекции и выставки по истории университета, а также фотографии можно посмотреть на сайте Музея истории НГУ - http://mmc1.nsu.ru/lemma/default.aspx?db=museum_nsu&int=VIEW&el=1494&templ=VIEW_SUBGROUP

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на использование cookies и обработку своих данных. Узнайте подробности или измените свои настройки cookies.