Итоги трехлетней работы ПИШ НГУ подвели на отчетной сессии федерального проекта

16 мая 2025

Итоги трехлетней работы ПИШ НГУ подвели на отчетной сессии федерального проекта
Образование

Передовая инженерная школа «Когнитивная инженерия» Новосибирского государственного университета представила результаты работы за 2024 год и перспективные планы развития на Совете по рассмотрению вопросов и координации деятельности ПИШ под председательством главы Минобрнауки России Валерия Фалькова

Флагманский проект Минобрнауки «Передовые инженерные школы» реализуется с 2022 года. Сейчас в рамках него созданы 50 таких школ, а к 2030 году, по поручению Президента России Владимира Путина, их количество должно быть увеличено до 100. Благодаря этой программе в НГУ появились новые центры компетенций в областях биотехнологий, нефтегазового инжиниринга, космического приборостроения, оптической сенсорики и технологий замкнутого цикла. Студенты ПИШ обучаются на 5 магистерских программах НГУ и 6 сетевых образовательных программах высшего образования, созданных совместно с НГТУ, НГАУ, УГНТУ. 

С этого года первые 30 школ из 15 регионов, в числе которых ПИШ НГУ, по условиям проекта переходят на новый этап финансирования — спустя три года бюджетного финансирования они переходят на внебюджет и будут работать за счет привлеченных средств индустриальных партнеров и других конкурсных программ Минобрнауки России.

— Первые 30 передовых инженерных школ переходят на новый качественный уровень развития. Результаты, представленные командами университетов, показывают, что вместе нам удалось создать эффективную модель интеграции образования, науки и производства. Следующим этапом для школ первой волны станет масштабирование их деятельности. Все необходимое для этого есть: современное оборудование, компетенции, налаженные контакты с индустриальными партнерами. Важно, что региональные власти с большим вниманием относятся к развитию передовых инженерных школ в своих городах, понимая их ценность для укрепления отношений высшей школы и реального сектора экономики, — подчеркнул глава Минобрнауки России Валерий Фальков.

На защите результатов работы Новосибирский государственный университет представляли проректор по научно-исследовательской деятельности НГУ Дмитрий Чуркин, директор ПИШ «Когнитивная инженерия» НГУ Сергей Головин, заместитель генерального директора по экспертизе и функциональному развитию ООО «Газпромнефть НТЦ» Вероника Филимонова, учредитель ООО «Сибсенсор» Иван Шелемба, выпускник и младший научный сотрудник ПИШ НГУ Степан Кармушин.

Передовая инженерная школа НГУ представила ключевые результаты деятельности за 3 года работы. За это время в ПИШ НГУ создали ряд новых образовательных пространств: три лаборатории в области биотехнологий, исследовательскую и испытательную лаборатории по оптической сенсорике, цифровую фабрику и фаблаб в области космического приборостроения, фаблаб по химическому синтезу, а также VR-студию и коворкинг для проектной работы. Привлечение к деятельности лабораторий ведущих специалистов и хорошее оснащение позволяет студентам и сотрудникам работать на передовом уровне технологических разработок. 

Главные достижения и вклад ПИШ НГУ в процесс научно-технологического развития страны выделил директор Передовой инженерной школы НГУ Сергей Валерьевич Головин:

— Основным результатом 2024 года является завершение формирования технологических платформ для развития новых продуктов и реализации образовательных программ. Созданы новые центры по биотехнологиям, оптической сенсорике, технологий замкнутого цикла, а существующие подразделения в области космического приборостроения и нефтегазовых технологий реализуют новые крупные проекты. Среди достижений прошедшего года: создание цифровой фабрики малых космических аппаратов и производство первых коммерческих спутников формата CubeSat, разработка новой аппаратуры и методики для экспресс диагностики состояния многолетнемерзлых грунтов, разработка реагентной базы для проведения высокопроизводительного секвенирования ДНК и РНК с последующей обработкой данных с помощью многофункционального ПО, создание уникального метрологического комплекса для оптоволоконных сенсоров. Создание ПИШ дало новый импульс работе со школьниками по их ранней профориентации и вовлечению в науку и технологии.

Проектная работа в центрах компетенций ПИШ или в контуре индустриальных партнеров над решаемыми прикладными задачами является основой обучения студентов. Возможность взаимодействовать на этапе обучения с центрами компетенций ПИШ НГУ, научными организациями, частным технологическим бизнесом и крупными компаниями формирует у обучающихся целостную картину возможностей для дальнейшего трудоустройства или создания собственного технологического бизнеса.

— Новосибирский государственный университет — один из ключевых партнеров в нашей экосистеме. Совместно мы реализуем проекты в области геологоразведки, добычи и разработки наукоемкого ПО, включая применение методов математического моделирования и искусственного интеллекта. Особое внимание уделяется интеграции фундаментальной науки в решение актуальных задач отрасли. Студенты НГУ проходят подготовку на наших магистерских программах и участвуют в практической работе в научном подразделении компании. Это сотрудничество открывает новые перспективы для развития инженерного образования и технологий, — о подготовке инженеров нового поколения и о реализуемых совместно с ПИШ-партнером проектах рассказала Вероника Филимонова, заместитель генерального директора по экспертизе и функциональному развитию ООО «Газпромнефть НТЦ».

Реализация инициативы социально-экономического развития «Передовые инженерные школы» в период с 2022 по 2024 годы осуществлялась в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы» государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». С 2025 года была обеспечена преемственность мероприятий проекта «Передовые инженерные школы» путем их включения в федеральный проект «Университеты для поколения лидеров» национального проекта «Молодежь и дети».



Фотографии:  Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить

Теги: Передовая инженерная школа, Образование