Команда археологов отправится на Крышу Мира, чтобы понять, кто и когда покорил Памир

Высокогорье и прочие экстремальные зоны представляют большой интерес для современной археологии. В настоящий момент на территории Тибета работает несколько масштабных экспедиций, и буквально каждый год этот загадочный регион приносит все новые и новые сенсации, касающиеся древнейшего прошлого человечества. На Памире, расположенном к западу от Тибета, археологические исследования проводились лишь в советское время, и в 1970-х изучение каменного века было приостановлено. По сей день этот регион представляет самую настоящую загадку: по поводу его раннего заселения высказано несколько гипотез, но они базируются преимущественно на относительных данных о хронологии освоения региона человеком.

В июле 2018 года на Памире состоялась первая археологическая экспедиция исследователей из Новосибирского государственного университета, Института археологии и этнографии СО РАН и Института истории, археологии и этнографии им. Ахмада Дониша АН РТ. В состав экспедиции также вошел Валерий Александрович Жуков — один из тех смелых археологов, который в 1960–1970-е годы совершил здесь множество археологических открытий. В ходе экспедиции 2018 года археологи обнаружили большое количество археологического материала прекрасной сохранности, что позволяет надеяться на плодотворность дальнейших исследований.

Скорее всего, древний человек начал знакомиться с высокогорными территориями задолго до того, как стал там проживать постоянно, — это требовало серьезной биологической адаптации. Как человек преодолел трудности жизни на высоте от трех тысяч метров, мы сможем понять только благодаря генетическим исследованиям. Например, у коренного населения Тибета обнаружили уникальный ген, унаследованный от денисовцев, наличие которого облегчает адаптацию к жизни в высокогорье. Мы можем уверенно говорить, что на Памире человек жил уже несколько тысячелетий назад, но мы не знаем, что сподвигло его прийти в эти суровые земли и кем были эти первые жители, — рассказала руководитель памирской экспедиции Светлана Шнайдер.

IMG_20180723_180147.jpg
IMG_20180725_062626.jpg
В июле 2019 года состоится еще одна памирская экспедиция, археологи планируют провести там месяц в середине лета — наиболее теплое время в этом регионе.

Однако даже в это благоприятное время ученым придется нелегко. На высоте более 4 тысяч метров ветрено и холодно, ощущается нехватка кислорода и развиваются симптомы горной болезни — головокружение, слабость, шум в ушах, а сердце бьется в два раза быстрее.

При правильном подходе адаптация проходит достаточно быстро: через три-пять дней сотрудники экспедиции чувствуют себя вполне обычно, но, конечно, большие физические нагрузки противопоказаны. Однако даже ради того, чтобы просто созерцать Памир, можно многое перетерпеть. Он удивителен и разнообразен! Так, проезжая через Западный Памир, мы видели дикие скалистые горы со множеством опасных ущелий. Восточный Памир представляет собой высокогорное плато, где протекает несколько больших холодных рек. Интересно, что современные жители этого региона преимущественно занимаются кочевым скотоводством: то поднимаются на высоту около 5 тыс. метров над уровнем моря, то опускаются до 3,5 тыс. метров, выбирая наиболее богатые пастбища для скота, — прокомментировала Светлана Шнайдер.

Последние несколько лет участники экспедиции активно работают на территории Кыргызстана и Таджикистана, откуда, по их мнению, древний человек и мог прийти на Памир. Предполагается, что заселение высокогорья неразрывно связано с тем, что древний человек следовал за животными, которые были основой его экономики, а животные, в свою очередь, мигрировали в наиболее богатые травяным покровом регионы. Однако, чтобы аргументированно доказать эту гипотезу, ученым предстоит провести многолетнюю кропотливую работу. Более того, к своим исследованиям археологи активно привлекают специалистов из смежных дисциплин со всех уголков мира.

— Уже сейчас к реализации проекта привлечены специалисты более чем из двадцати научных учреждений, располагающихся в десяти странах. На настоящий момент проведение столь больших и амбициозных исследований возможно только большими международными и мультидисциплинарными коллективами. Я уверен, что скоро мы сможем внести свою лепту в расшифровку такой завораживающей страницы истории человечества, как покорение суровых высокогорных регионов, — подчеркнул врио директора Института археологии и этнографии СО РАН Андрей Кривошапкин.