Магистрант НГУ стал победителем научной конференции «Ломоносов»

В 2021 году традиционная Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» проходила в дистанционном формате с 12 по 23 апреля в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.

В 2021 году работа конференции проходила по 41 секции и более чем 400 подсекциям, отражающим основные направления современной фундаментальной и прикладной науки.

Магистрант Гуманитарного института НГУ Петр Маняхин победил в секции «Современная политическая коммуникация: новые модели и технологии» с докладом «Особенности конструирования образа России в видеоиграх разных жанров». Научные руководители работы — старший преподаватель кафедры массовых коммуникаций ГИ НГУ Лилия Стяжкина и доцент кафедры массовых коммуникаций ГИ НГУ Дмитрий Березняков.

В исследовании мы рассматривали видеоигры как тип новых медиа, то есть использовали методику медиаисследований в изучении видеоигр. Выбрали такой объект изучения, потому что с каждым годом он занимает все большую часть медиарынка в России и мире. Роль видеоигр как канала политической коммуникации особенно возрастает из-за падения доверия к традиционным и даже новым медиа из-за усиления политической и коммерческой цензуры, — говорит о докладе Петр Маняхин.

Основной целью исследования было выявить сходства и различия в особенностях и средствах конструирования образа России в видеоиграх разных жанров: FPS-шутерах и инди-играх. В рамках работы были рассмотрены понятия образа страны, политического мифа и мема, способы реализации концепта насилия в политической мифологии России и видеоигры как среда ее функционирования.

По словам магистранта, коллеги — и студенты, и состоявшиеся ученые — были явно заинтересованы объектом исследования и подходом к его изучению.

Обычно все, что касается Game Studies, на конференциях обсуждается в отдельных секциях, однако здесь я рад, что нам удалось обсудить работу именно со специалистами по политической коммуникации. Кажется, это было полезно для всех нас, — замечает Петр.

Авторы исследования отмечают, что реализация концепта насилия в проанализированных играх является не только (для шутеров) и не столько (для инди) жанровым требованием, сколько средством конструирования образа России. Использование мемов выводит игру за рамки технологического продукта и делает ее частью медиаконтекста, что подтверждает гипотезу о функционировании игр по типу новых медиа. Авторы выяснили, что наибольшую альтернативность гегемонистскому дискурсу показывают инди-игры. По мнению Петра Маняхина, это следствие сосредоточенности игр этого жанра на репрезентации внутриполитической реальности.

Напомним, в прошлом году Петр Маняхин также победил в секции «Журналистика», подсекция «Масс-медиа в России и в мире» (новые медиа) с докладом «Конструирование медиареальности прямых выборов глав регионов СФО (на материалах региональных интернет-СМИ и политических телеграм-каналов)».

Фото: https://vk.com/pm0998