Подведены итоги XIX Всероссийского химического турнира школьников, который прошел в НГУ

С 4 по 9 марта в Новосибирском государственном университете в пятый раз состоялся финал Всероссийского химического турнира школьников (ВХТШ). 16 команд из 10 регионов России – Белгородской области, Волгоградской области, Воронежской области, Кировской области, Ленинградской области, Новосибирской области, Пермского края, Санкт-Петербурга, Тюменской области, Челябинской области – соревновались в умении вести научную дискуссию и искать ответы на задачи, не имеющие единственного верного решения. 

По итогам отборочных боев в финал вышли команды «ГафГафний» (СУНЦ НГУ), «Театр Юного Химика» (ГБУ ДО Центр «Интеллект», Ленинградская область) «Успешный Успех» (ОЦ «Горностай», Новосибирск) и «Организованный хаос» (КОГОАУ ЛЕН, Киров). Первое место осталось за «Организованным хаосом», «Успешный успех» взяли серебро турнира, а «Театр Юного Химика» занял третье место. В личном первенстве определены два победителя – это Софья Фещенко из сборной Ленобласти и Дмитрий Дегтерев из сборной Кирова.

Представленные участниками решения касаются различных явлений и экспериментов в областях фотохимии, коллоидных систем, биохимических процессов и прикладной химии. Например, в финале турнира обсуждались задачи, посвященные созданию фломастеров, меняющих свой цвет, многослойных жидких систем, а также механизмам фотохимических превращений и колебательных реакций. Стоит отметить, что сборная Кирова – победители турнира, – показывает стабильно высокие результаты на Всероссийском турнире, хотя до самых последних секунд, до подсчета оценок было волнительно наблюдать за их противостоянием с командой «Успешный Успех», которая представила настоящий прототип маркеров, меняющих свой цвет, чем поразила жюри, — рассказала координатор команд ВХТШ Елена Столярова.

ВХТШ_Победители.jpg
ВХТШ_Личное первенство.jpg

Для решения открытых задач, которые были опубликованы организаторами заранее, командам нужно было провести самостоятельные теоретические исследования, а затем представить и защитить решения в научной дискуссии. Во время научных боев команды поочередно выступали в роли докладчика, оппонента и рецензента. В общей сложности школьники провели 86 часов научных боев. Работу участников оценивало жюри, в которое вошли ученые СО РАН, преподаватели университета, победители различных студенческих научных турниров.

Ранее наша компания участвовала в качестве жюри на мероприятии. Могу отметить, что турнир, помимо химических знаний, помогает развить у школьников такие важные навыки коммуникации как обсуждение решаемых задач, основы научной дискуссии, критическое мышление. Такие мероприятия можно и нужно поддерживать, ведь участники турнира – потенциальные сотрудники научно-технологических компаний, которые уже на этапе обучения в школе проявляют высокий уровень мотивированности и готовы инвестировать свободное время в саморазвитие. Мы хотели бы видеть таких сотрудников в своей команде, поэтому в этом году мы выступили еще и в качестве спонсоров турнира.

А еще мы вместе с партнером ООО «Живые системы» провели образовательный семинар для наставников команд, посвященный проектной деятельности в школе. Мы понимаем, что чаще всего на первый шаг школьника мотивирует человек, с которым учащийся общается каждый день – наставник. Мы решили поделиться своим опытом для того, чтобы замотивировать наставников. Надеемся, что получилось, — поделилась впечатлениями представитель одного из спонсоров мероприятия, генеральный директор ООО «Фарма» Александра Высоцкая.

Помимо командного и личного первенства, на турнире есть специальные номинации. Во время всех боев жюри, ведущие и счетчики записывают наиболее запоминающиеся высказывания и действия участников. В конце турнира авторы высказываний получают награды. В этом году были учреждены специальные номинации «Самый милый оппонент», «Эксперт по закупкам», «Исследователь молекулярных волнений», «Конспиролог от чернил» и др. Таким образом жюри старается отметить как можно больше участников.

Участники с каждым годом все серьезнее относятся к подготовке. Так, например, подготовкой теоретической части и экспериментального наполнения докладов в успешных командах довольно часто занято намного больше людей чем пять школьников и один учитель. Ребята часто обращаются за помощью в исследовательские организации и институты в своих городах, чтобы получить доступ к профессиональному оборудованию. Например, если на турнире есть задача, в которой нужно обсудить способы определения заменителей молочного жира в продукции из магазина, то участники будут использовать жидкостные хроматографы, спектрофотометры и довольно сложные установки для разделения молочной смеси, —  объяснила Елена Столярова.

ВХТШ_03.jpg

Кроме научной программы, ребят ждали внеконкурсные мероприятия. Так, для знакомства участников в программе появилась прогулка по Академгородку, в ходе которой школьники посмотрели памятники на улице Коптюга и проспекте Лаврентьева, прогулялись по технопарку, кампусу НГУ и, конечно, по лесным тропинкам. Любители классических экскурсий смогли посетить экспозиции НОЦ «Эволюция Земли» НГУ, лаборатории ИХТТМ СО РАН и Центральный Сибирский геологический музей.

Мы убедились, что запрос на очные мероприятия после отступления пандемии очень высок, и ребята с удовольствием приезжают, даже если им придется провести почти неделю в поезде (как, например, команде Белгорода). Приятно, наконец, встретиться вживую и увидеть бои в том формате, в котором мы их больше всего любим и помним, — добавила координатор по общим вопросам Алена Гассан.

Справка:
Всероссийский химический турнир школьников – это лично-командное состязание школьников 8-11 классов общеобразовательных и специализированных школ в умении решать сложные исследовательские и научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях – химических вызовах. Организатором Турнира является Новосибирский государственный университет. Поддержку мероприятию оказывают ИХБФМ СО РАН, ИК им. Г.К. Борескова СО РАН, ИХТТМ СО РАН, ООО «Фарма», ООО «ТД ГраСС»

Фото: Михаил Панов