Преподаватели НГУ познакомили школьников с творческой математикой

Темой последнего в этом учебном году занятия, прошедшего в «симметричную» дату 19.V.19, стала симметрия. Традиционно урок начался с игр, а затем ребята рассмотрели разнообразные проявления этого феномена. Занятие посетили 28 человек, в том числе 10 семиклассников из средней школы села Белоярка Мошковского района, расположенного в 65 км от районного центра.

Мы с ребятами впервые приехали на занятия. Ребята очень ждали поездки, всю последнюю неделю только о ней и говорили. Занятие шло почти два часа с небольшим перерывом. Занимались на одном дыхании. Потом дети сами удивились, что не заметили, как пролетело время, — так было интересно и увлекательно. Для ребят эта поездка стала большим событием. Сейчас они заинтересовались обучением в Заочной школе СУНЦ НГУ. А мне хотелось бы в следующем учебном году привезти на занятия Мастерской творческой математики учеников, которые сейчас оканчивают шестой класс, — рассказывает преподаватель математики Белоярской СОШ Марина Гущина.

Всего в этом учебном году в Мастерской творческой математики занимались 110 школьников.

Мастерская творческой математики — цикл бесплатных занятий для учеников 5—7-х классов. Программа мастерской не является дополнением к стандартным школьным занятиям и не нацелена на подготовку детей к участию в олимпиадах. Главная задача мастерской, по словам ее организаторов, — вернуть в математическое образование эксперимент, способность исследовать проблемы и формулировать задачи, находить их решение и получать от этого удовольствие. Цель уроков — показать детям математику как творческую, экспериментальную дисциплину. Вместе с преподавателями дети играют, наблюдают и делают выводы, проводят эксперименты и строят математические модели.

На занятиях школьники видят, как математические законы проявляются в окружающем мире, учатся говорить на языке математики. Можно ли сложить лист бумаги так, чтобы одним взмахом ножниц вырезать из него квадрат, ромб, треугольник? Почему крышки на уличных люках делают круглыми? Как перекроить и превратить правое в левое? На эти и другие вопросы школьники ищут ответы вместе с преподавателями НГУ Львом Вертгеймом, Татьяной Михайловой и Еленой Домановой.

Работая со старшеклассниками и студентами, мы все чаще сталкиваемся с похожими проблемами: математика кажется ребятам набором готовых формул и рецептов, которые надо выучить, а решение задачи сводится лишь к выбору одного из них. Если ни один рецепт не срабатывает сразу, это ставит школьника в интеллектуальный тупик. Наша задача — предупредить появление этих проблем на самом раннем этапе математического образования. На занятиях мы стараемся использовать такие задания, которые, с одной стороны, достаточно просты в своей формулировке и доступны ребенку, а с другой — приводят к серьезным математическим задачам. Образно выражаясь, наши задачи — это не искусственно построенные для детей горки на детских площадках, а первоначальные некрутые склоны реальных математических вершин, на снежные пики которых, возможно, еще не ступал человек. Сам вид этих вершин может произвести на ребят сильнейшее впечатление, даже если они и не поднимутся выше границы леса. И мы стараемся показывать эти вершины детям, — отметил Лев Вертгейм.

Мастерская творческой математики работает при поддержке руководства Заочной ФМШ и Регионального математического центра НГУ с октября 2017 года. Занятия проходят дважды в месяц в СУНЦ НГУ. Как отмечает начальник ЗФМШ СУНЦ НГУ Ольга Кутузова, за два учебных года в мастерской побывали около 200 школьников из Новосибирска и Новосибирской области.