Специалисты из НГУ приступили к работе в ресурсном классе для детей c аутизмом

Организация помощи людям с аутизмом «Атмосфера» и Центр прикладного анализа поведения НГУ рассказали о первых результатах работы ресурсного класса для детей с аутизмом на базе новосибирского образовательного центра «Горностай».

IMG_8009.jpg

Это один из двух ресурсных классов в Новосибирске, где занимаются первоклассники с расстройствами аутистического спектра. Второй открыт на базе школы «Перспектива». Всего по этой специальной образовательной модели в Новосибирске обучаются девять детей в возрасте от 9 до 12 лет. Особенностью данной модели является ее гибкость ― у каждого ребенка существуют индивидуальный план инклюзии (включения в образовательный процесс), по которому он часть времени обучается в отдельном ресурсном классе, который посещают от четырех до пяти детей с аутизмом, а часть времени ― в обычном классе со своими нейротипичными сверстниками. Каждый ребенок сопровождается персональным тьютором.

К нам обратилась группа инициативных родителей организации «Атмосфера» с предложением такого проекта. Отмечу, что организовать работу ресурсного класса было бы невозможно без дополнительного финансирования в рамках гранта Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» и субсидии Министерства региональной политики Новосибирской области, которые получила «Атмосфера». Также мы сотрудничаем с НГУ, который помог решить вопрос с методическим сопровождением класса и подготовкой тьюторов. Он свой у каждого ребенка ― это очень важная часть этой инклюзивной модели. Мы отдаем себе отчет, что находимся в начале большого пути, однако уже есть положительные результаты. Дети из ресурсного класса присутствовали на общих линейках первого сентября. А двое из пяти учеников с аутизмом в сопровождении тьюторов присоединились к занятиям в общеобразовательных классах, ― рассказала Ирина Путинцева, директор общеобразовательного центра «Горностай».

Наиболее эффективные и строго обоснованные образовательные методики для детей с аутизмом основаны на научной дисциплине прикладного анализа поведения (ПАП). Ключевая роль в методической поддержке проекта принадлежит Новосибирскому государственному университету (НГУ) – весь педагогический коллектив ресурсного класса «Горностая» прошел подготовку по методикам ПАП в Междисциплинарном центре прикладного анализа поведения НГУ, которым руководит Ольга Первушина, а образовательный процесс на постоянной основе курируется сотрудником центра Анной Трубицыной.

IMG_8014.jpg

Центр прикладного анализа поведения НГУ зародился в 2013 году на базе Института медицины и психологии Новосибирского госуниверситета. Будущие сотрудники центра посредством дистанционного обучения у сертифицированных специалистов США освоили базовый учебный курс прикладного анализа поведения, прошли клинический семинар по использованию диагностических инструментов при аутизме ADOS и ADI-R, а также установили плодотворное сотрудничество с ведущими специалистами в области прикладного анализа поведения как в России, так и за рубежом. С июня 2014 года специалисты центра начали оказывать практическую помощь семьям с детьми с аутизмом, а с октября 2014 ведется интенсивная работа по АВА-сопровождению таких семей.

Данный проект является пилотным. В дальнейшем мы хотим добиться, чтобы возможность пойти в обычную школу появилась у всех детей с аутизмом в нашем городе, ― отметил Евгений Бондарь, президент организации помощи людям с аутизмом «Атмосфера»

Центр прикладного анализа поведения НГУ является частью САЕ «Нейронауки в трансляционной медицине» и создан в рамках Проекта «5-100»