Студентки НГУ исследовали принципы работы каршеринга в Сибири

Выпускницы бакалавриата Экономического факультета Анна Симоненко и София Макаревич исследовали феномен коммерческого и некоммерческого каршеринга на примерах каршеринг-сервиса «Делимобиль» и райдшеринг-сервиса «БлаБлаКар» и их пользователей в Сибирском федеральном округе. Цель такой работы — выявить и описать принципы функционирование каршеринга как формы совместной экономики, а также характеристики и компетенции агентов совместной экономики на примере каршеринга.

Экономика совместного потребления — это модель рынка, основанная на коллективном пользовании товарами и услугами, которая в настоящее время приобретает новые формы и расширяет пространство своего функционирования. Этот процесс значительно упрощает и выстраивает отношения между людьми, увеличивает количество социальных контактов и улучшает состояние окружающей среды путем уменьшения потребления определенной группы товаров. 


Каршеринг (краткосрочная аренда автомобиля) — это одна из самых популярных сфер совместной экономики. Выпускницы исследовали разные модели совместного использования транспортных средств, включая поездки с попутчиками — райдшеринг (некоммерческий каршеринг). 

Так как коммерческий каршеринг представлен только в двух городах Сибири — Новосибирске и Красноярске, авторы работы использовали подборку из 36 интервью с водителями и пассажирами из этих городов. Респонденты отбирались по определенным критериям через тематические группы в социальных сетях и методом снежного кома. Выпускницы выяснили, что главными принципами каршеринга являются комфорт, экономия времени, рациональность и безопасность, причем комфорт стал основным принципом этой сферы экономики совместного потребления.

Результаты данного исследования могут быть полезны для представителей каршеринговых и райдшеринговых компаний, так как позволят им лучше понять пользователей собственных сервисов, тем самым развить свои сервисы, предложить большее количество услуг и усовершенствовать эти услуги. Кроме того, результаты работы позволят данным компаниям разработать более эффективную маркетинговую стратегию. Наше исследование также может быть полезно для студентов и более опытных исследователей, которые хотят изучать каршеринг в России и хотят провести сравнительное исследование агентов каршеринга в разных регионах страны, — рассказала о практической значимости бакалаврской работы одна из авторов Анна Симоненко.

Выяснилось, что у некоммерческих сервисов есть своя большая аудитория и они оправданно востребованы в Сибири (большие расстояния между населенными пунктами и низкий уровень развития транспортной системы: высокие цены, небольшое количество альтернатив, непрозрачно действующая система страхования и не всегда лучшее качество транспорта), однако без появления серьезных конкурентов вряд ли стоит ожидать стремительного развития. По мнению авторов работы, качество услуг коммерческого каршеринга находится на низком уровне, и выпускницы предложили меры, которые могли бы улучшить положение сервисов.

Проведя исследование, с уверенностью можем сказать, что в Сибири каршеринг — это не только об экономии денег и времени, но и об общении, экологии и открытии новых горизонтов. Следовательно, каршеринг — это не исключительно экономическое, а еще и ярко выраженное социальное явление, — подчеркнули авторы исследования.

Фото: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/priparkovannyy-avtomobil-servisa-karsheringa