Совещание проректоров по учебной работе новосибирских вузов состоялось в Новосибирском государственном университете 31 января. На нем присутствовали представители Новосибирского государственного технического университета, Новосибирского государственного аграрного университета, Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, Новосибирского государственного университета экономики и управления и др. На повестку дня были вынесены два важных вопроса: «Сетевые образовательные программы» и «Выпускная квалификационная работа: стартап как диплом».
Участники совещания поделились опытом внедрения в своих вузах сетевых программ и обменялись мнениями об особенностях защиты дипломов в формате стартапов — в некоторых вузах, в том числе в НГУ, — молодые предприниматели-инноваторы к защите выпускной квалификационной работы имеют готовые инновационные проекты, поддержанные финансированием со стороны индустриальных партнеров. Выпускники, заканчивая обучение в вузе, имеют не только диплом о высшем образовании, но и уже работающий бизнес.
— Формат «ВКР: стартап как диплом» встроен в систему подготовки технологических предпринимателей. Образовательная компонента подготовки технопредпринимателей важна, но не самодостаточна. Довести технологические идеи до их коммерциализации студентам помогают акселерационные программы. За 2022-2024 гг. диплом в форме бизнес-проекта («стартап как диплом») в НГУ защитили 23 человека, представив 10 стартапов, — сказала проректор по учебной работе НГУ Светлана Саблина.
Обсуждение сетевых программ также вызвало живой интерес собравшихся ввиду актуальности данного направления деятельности вузов. Участники совещания были единодушны в оценке его значения как для самих вузов, так и для их студентов.
— Внимание к сетевым образовательным программам сегодня связано, прежде всего, с возможностью получения студентами двух дипломов за время обучения в университете. Несколько новосибирских вузов активно экспериментируют в этом направлении. В НГУ реализуется сетевая образовательная программа магистратуры «Инновационные технологии логистики и управление цепями поставок в цифровой экономике» (стартовала с 2023-2024 учебного года), по завершении которой студенты могут получить две квалификации и дипломы двух ведущих вузов: со стороны НГУ по направлению «Менеджмент», а со стороны НИУ ВШЭ — по направлению «Инноватика», первый выпуск состоится в 2025 году, — пояснила Светлана Саблина.
Проректор по учебной работе Новосибирского государственного аграрного университета Владислав Бабин:
— Сетевые программы — это краеугольный камень всего образования. Есть мощные университеты, такие как, например, НГУ, где имеется совершеннейшая научно-техническая и материальная база, есть мощнейший профессорско-преподавательский коллектив, а также компетенции, которыми другие вузы не обладают. Необходимо тиражировать этот обширный положительный опыт, наработанный НГУ, и продвигать его в другие вузы.
Проректор по развитию Новосибирского государственного аграрного университета Марина Петухова:
— Востребованность формата «ВКР: стартап как диплом» в настоящее время растет, все больше инноваций внедряется в производственный и научный секторы, поэтому необходимы профессионалы, которые будут обладать всеми необходимыми компетенциями, для того чтобы не только разрабатывать данные инновации, но также продвигать и коммерциализировать их. А в конечном итоге широко внедрять передовые разработки в производство. Как раз здесь и возникает предпринимательский трек, и защиты дипломных работ в формате стартапов приобретают особую актуальность. В этом учебном году у нас на защиту выходят 18 таких проектов. Многие из них уже поддержаны финансированием со стороны индустриальных партнеров, а один вошел в Венчурный фонд и успешно реализуется. Это очень важно, потому что по окончании обучения в вузе выпускники имеют не просто диплом, а уже действующий бизнес.
Проректор по учебной работе Новосибирского государственного университета экономики и управления Татьяна Дудина:
— Сетевые образовательные программы мы начали внедрять совсем недавно. В этом году у нас стартовал первый такой совместный проект с МГИМО по программе двойных дипломов. Безусловно, сам факт сотрудничества с таким вузом дает нам преимущество с точки зрения привлечения студентов. В настоящий момент мы активно работаем над разработкой еще нескольких сетевых программ. Их польза в том, что мы можем добавлять в программы обучения компетенции, которыми не обладает наш вуз, но обладают наши потенциальные партнеры.
Формат «ВКР: стартап как диплом» реализуется в нашем вузе уже несколько лет. Правда, пока мы не можем похвалиться студенческими проектами, которые на момент защиты ВКР уже обладали финансированием. Таких проектов пока единицы, но для нас тем не менее очень важно, что наши студенты, выходя из стен университета, активно встраиваются в сферу предпринимательства.
Как выстроить правильные отношения с умным гаджетом и не впасть от него в зависимость? Когда пора задуматься о визите к врачу? Зачем учиться моргать и почему фаббинг — это плохо?
Система позволяет в онлайн-режиме оценивать состояние оборудования и водозабора в целом, на основе собираемых данных планировать техническое обслуживание и эксплуатационную стратегию. Найдет применение в управлении жилищно-коммунальным хозяйством.
В команду вошли студенты Механико-математического факультета НГУ. Они лучше всех решили задачу по доработке коммуникационного сервиса для неслышащих студентов.