Стартап-студия НГУ разработала настольную игру «Гонка стартапов», которая симулирует действия стартапа на реальном рынке. Игра включает все этапы жизни стартапа — от разработки идеи до выхода из проекта (экзита). Она позволяет в простой форме показать студентам и всем тем, кто интересуется и планирует заниматься предпринимательством, что их ждет на рынке. Игра реализована в редком жанре «стратегической головоломки», на текущий момент аналогов на рынке нет. В ближайшее время появится коробочная версия игры, которая будет доступна для предзаказов. Приобрести ее сможет любой желающий.
Игра строится следующим образом: участники кидают кубики в соответствии с этапом жизни стартапа, который заранее объявляет ведущий игры. Они тянут из колоды карты, представленные в виде фигур из тетриса. Фигуры выстраивают линию, которая, по сути, отражает весь жизненный цикл проекта. Карты или фигуры — это возможности (например, фандрайзинг) либо риски.
Первый этап развития стартапа — это идея, когда проект только зарождается. Он наиболее простой для игроков, так как на самом начальном этапе у участников больше всего карт и легче всего заложить основы для дальнейшего развития проекта. Следующая стадия — это MVP (Minimum Viable Product), то есть создание минимально жизнеспособного продукта. На этом этапе появляются некоторые препятствия для развития проекта, например, идея не оправдалась либо участник не может достичь определенных технических показателей. Количество фигур уменьшается.
Следующий этап — Product-Market Fit (PMF), то есть проверка на соответствие продукта рынку. На этой стадии игроки разрабатывают концепцию с учетом реальной ситуации на рынке, маркетинговый план, и у проекта появляются первые настоящие клиенты. В то же время возникают риски, которые могут разрушить проект.
Далее идет этап масштабирования, когда проект уже может привлекать фандрайзинговые средства, что также отражено в игре. Фандрайзинговые средства представляют собой особые карты, которые дают существенный толчок для дальнейшего развития проекта. Последний этап — это выход из проекта (экзит), он сопряжен с наибольшими рисками для создателя. На этой стадии также могут привлекаться инвестиции, однако возможности для масштабирования ограничены. Это один из наиболее длительных этапов для проекта и его основателя. Среди возможных стратегий экзита — продажа бизнеса, доли, публичное размещение акций (IPO) и др.
—Игрок может развивать несколько проектов одновременно и выстраивать разные стратегии на нескольких рынках — треках. При этом очень важно, чтобы у вашего самого главного проекта, на который вы делаете высокую ставку, были повторяющиеся фигуры. Есть риски — это карты, которые могут убрать одну из фигур внутри всей цепочки, что может привести к краху проекта. Есть специализированные карты — фандрайзинг, которые, наоборот, дают вам дополнительные возможности. В терминах тетриса — это самые «благоприятные» фигуры — например, длинная прямая. Вы можете одновременно вкладываться в несколько проектов или развивать только один, но в любом случае ваша задача — успешно развивать проект, пройти все стадии и как можно быстрее вывести стартап на финальный этап, — объяснил Константин Кравцов, сотрудник Стартап-студии НГУ.
Игра имитирует рыночную конкуренцию, поэтому в рамках нее можно препятствовать либо, наоборот, помогать своим соперникам. Также здесь присутствуют такие обязательные элементы предпринимательской деятельности, как оценка и диверсификация рисков, выбор стратегии развития — консервативной или рискованной. Тем самым игра в упрощенной механической форме имитирует действия человека, который развивает свой стартап на рынке.
Игра рассчитана на разные группы людей, в том числе и на тех, кто мало осведомлен о рынке стартапов; в нее активно играют и дети.
— «Гонка стартапов» — это не просто развлечение, а инструмент для вовлечения широких масс населения в предпринимательство. Она помогает понять, что стартап — это не просто «кафешка», а инновационный быстрорастущий бизнес, который масштабируется. Команда Стартап-студии НГУ планирует тиражировать игру. Сначала она будет упакована в коробочную версию, а затем будет доступна для предзаказов. Также рассматривается возможность создания элитной версии игры, которая может использоваться в качестве представительских подарков, — подчеркнул Алексей Старостин, представитель Стартап-студии НГУ.