Выпускники ФиПЛ рассказали о нейролингвистических исследованиях

В Гуманитарном институте Новосибирского государственного университета шесть направлений обучения. Но, пожалуй, самое загадочное из них – это Фундаментальная и прикладная лингвистика. Мало кто сходу сможет ответить на вопрос, чем конкретно занимаются матлингвисты. Если совсем кратко, то они изучают язык на стыке лингвистики, математики, информатики, когнитивной науки и нейронауки. Так, на ФиПЛ можно заниматься нейролингвистикой. Мы попросили выпускников этого года Светлану Коваленко и Дмитрия Лебедкина рассказать о своем опыте проведения нейролингвистических исследований.

Нейролингвистика изучает языковые процессы и пытается найти их базу, фундамент в мозгу в виде каких-то процессов или структур. Соответственно, основной метод исследования нейролингвистов – это эксперимент. 

Нейролингвистические эксперименты проводятся, в том числе, при помощи электроэнцефалографии, хотя это и не единственный инструмент сбора данных (есть еще айтрекинг, фМРТ, ПЭТ, МЭГ, fNIRS). В рамках таких экспериментов к испытуемому подключается электроэнцефалограф, который записывает электрическую активность мозга и передает данные на компьютер. Исследователями подбирается стимульный материал (текст, изображение, звукозапись, которые вызывают определенную реакцию у испытуемого – прим.) – он в виде какого-то задания дается испытуемому, с которого во время выполнения задания собираются различные данные – о скорости реакции, об ошибочности и правильности, о мозговой активности. Затем проводится анализ: например, можно собрать большую группу людей и исследовать результаты эксперимента, сравнив разные ее «состояния» (распознавание разных по лингвистическим характеристикам слов, чтение предложений с разной эмоциональной окраской). Можно также сравнить результаты нескольких групп, например, носителей разных вариантов одного языка или людей с разными уровнями языка, — объяснил Дмитрий Лебедкин, практиковавшийся в НИИ нейронаук и медицины СО РАН (НИИНМ).

Но когда студенты ФиПЛ начинают заниматься такими интересными вещами? Ответ прост: интересующиеся нейролингвистикой студенты могут попробовать свои силы на практике уже на втором курсе!

Приступая на втором курсе к практике, студент должен быть готов к тому, что нужно будет уделить много внимания работе с литературой. Первостепенным является получение опыта составления литературного обзора. Затем следует изучение методов регистрации нейрофизиологического сигнала. После этого можно приступать к ознакомлению с принципами проектирования дизайна эксперимента. Этот этап является одним из самых важных. Также требуется получить навыки сбора комплексной системы регистрации данных ЭЭГ и айтрекинга (от англ. eye tracking – отслеживание глаз, окулография). Далее идет изучение принципов анализа данных. Каждый из этих этапов требует использования знаний, получаемых во время обучения. Основы статистики и теории вероятностей, программирования и нейролингвистики требуются для грамотной формулировки гипотез, составления сценария и анализа полученных результатов. После получения всех этих навыков можно начать собственный проект, — рассказала Светлана Коваленко, проходившая практику в частной лаборатории.

Как отмечают выпускники, практикантам не дают только черновую работу, но и не допускают к сложным задачам с самого начала – сперва нужно научиться основам работы. 

Студент может вовлекаться в работу по-разному. Например, искать людей для участия в экспериментах – писать объявления, спрашивать друзей. Можно также помогать проводить эксперименты – устанавливать шлем для ЭЭГ, инструктировать испытуемых и даже помогать им смывать с головы гель, который наносится при установке шлема. Для этого предусмотрена специальная мойка, как в парикмахерских. То есть студентам предлагают поучаствовать в разных этапах эксперимента. Но, как правило, сразу самому все проводить не позволят – нужно какое-то время поработать в лаборатории, и тогда будут давать больше самостоятельности, — поделился Дмитрий.

Практика в лаборатории обычно совмещается с написанием курсовой или дипломной работы. Светлана и Дмитрий тоже выбрали этот путь: они заинтересовались нейролингвистикой, прошли практику и начали работу над своими собственными исследованиями. В таком случае все нужно делать от начала до конца самостоятельно, и студент проходит все стадии работы с экспериментами и данными – от литературного обзора до интерпретации полученных результатов. 

В результате практики студент приобретает экспертизу работы с оборудованием, со специальными программами, связанными с обработкой данных. Практикант обучается сбору и анализу айтрекинг- и ЭЭГ-данных. Кроме того, он может улучшить навыки профессиональной коммуникации, общаясь в научном коллективе и рекрутируя участников для эксперимента. Все это в дальнейшем помогает матлингвисту строить карьеру в любой интересующей его сфере.

Материал подготовил: Алексей Маскалев, студент 1 курса магистратуры ГИ НГУ