Интернет-коммуникации в представлениях и практиках «цифровых аборигенов» и «цифровых иммигрантов»

Проект «Интернет-коммуникации в представлениях и практиках «цифровых аборигенов» и «цифровых иммигрантов»: линии различия поколений», грант Научного фонда ЭФ НГУ, 2016-2017 учебный год

В исследования на язык социологии были «переведены» известные концепты «цифровые аборигены» и «цифровые иммигранты» применительно к практикам пользования социальными сетями:

  •  «цифровые иммигранты» – поколение, получившее преобладающую часть коммуникативного опыта вне пользования интернетом, оффлайн, и приступившее к интенсивному пользованию социальными сетями на (сравнительно) позднем этапе взросления/социализации. «Иммигранты» – это те, кто привносит в пространство интернет-коммуникаций собственный оффлайн-культурный опыт, а также двойственное стремление – интегрироваться в новую для них культуру (онлайн) и сохранить значимость прежнего культурного опыта (оффлайн);
  •  «цифровые аборигены» – поколение, ранние этапы взросления и приобретения опыта коммуникаций которого проходили и проходят в ситуации сочетания онлайн- и оффлайн-практик. Для «аборигенов» характерна глубокая погруженность в онлайн-среду в сочетании с установкой на идентификацию интернет-мира как «своего».
С представителями разных возрастных групп пользователей социальной сети «ВКонтакте» (35-65 лет) было проведено 40 фокусированных интервью, собранных очно (оффлайн) и в режиме онлайн-общения (через мессенджер социальной сети «ВКонтакте»).

Как же «аборигенность» и «иммигрантность» проявляются в пользовании социальными сетями? Поколение молодежи (возрастная группа до 35 лет) в силу сложившейся ситуации – стремительного распространения социальных сетей в последнее десятилетие – можно в целом обозначить как поколение «аборигенов» в среде интернета. В дополнение проявился субтип «аборигенов», условно названный «хозяева социальных сетей». Такое обозначение связано с ориентацией «хозяев» на внутрисетевые негласные правила допустимого поведения в социальных сетях и отслеживание их нарушений. В основном, информанты, которых можно отнести к этому типу – в возрасте 23–25 лет, обладают солидным опытом пользования социальными сетями, начиная с раннего этапа социализации, который совпадает со временем появления социальных сетей.

«Иммигрантность» связана с кибероптимистичными представлениями, когда социальная сеть и интернет в целом воспринимаются как инструмент, открывающий множество возможностей самореализации и общения. «Аборигенность», напротив, несет в себе киберскептическое или киберреалистичное видение социальных сетей и интернета как привычного и даже рутинного места обитания, с которым производится самоидентификация. Взгляд «аборигена» на социальные сети проявляет себя в абстрактной и негативной метафорике в описании социальных сетей (социальные сети – «ветер», «электричество», «река Стикс»). Принципиальное отличие «иммигранта» от «аборигена» в том, что первыми при описании онлайн-общения производится соотнесение с оффлайн-реальностью и признание ее первичности, в частности, при рассуждении о нормальном и допустимом поведении в социальных сетях, тогда как «аборигены» подразумевают отделенность миров онлайн- и оффлайн.

В части методики исследования соединены онлайн- и оффлайн-интервью, что позволило осуществить сравнение этих способов ведения интервью. Полученная разными способами информация обладает значительным содержательным, но не стилистическим сходством, а онлайн-интервью позволяет полнее изучить контрасты в представлениях и практиках онлайн-пользования у различных возрастных групп. Онлайн-интервью показало, что общение в чате социальной сети имеет устный характер и не воспринимается как письменное «аборигенами», тогда как для «иммигрантов», напротив, типично понимание текстов в чате как письменных, их ответы наполнены развернутыми высказываниями, сложными предложениями с соблюдением оффлайн-правил письма.

В исследовании были также затронуты темы отношений родителей и детей в социальных сетях, детализованы особенности практик пользования социальными сетями – создание сообщений, просмотр новостей, участие в сообществах и т.д., а также проявилось многообразие вариантов понимания места социальных сетей в нашей жизни.

Участники проекта:
преподаватели: Чудова Ирина (руководитель проекта), Чернышова Елена, Пироцкая Анастасия;
студенты, учащиеся магистратуры: Зыкова Мария, Маракасова Анастасия, Раднаева Арюна.
В сборе интервью принимали участие студенты бакалавриата: Бобровская Яна, Казакова Елизавета.

Результаты проекта были представлены на конференциях:

Мария Зыкова. «”Аборигены” и “мигранты”: особенности поведения в социальных сетях» / 55-й Международная научная студенческая конференция. Новосибирский государственный университет. 16–20 апреля 2017 г.

Мария Зыкова, Анастасия Пироцкая. ««ВКонтакте» с информантом: интервью в социальной сети как особый метод исследования»; Ирина Чудова, Анастасия Пироцкая. Концепция изучения поколений в интернет: композиция теоретических идей; Анастасия Маракасова, Арюна Раднаева. Феномен «онлайн» в повседневной жизни: повседневность и постсовременность / Конференция молодых ученых «Новые подходы и методы в социологии: современные исследовательские практики». Москва, Институт социологии Российской академии наук, 19-20 апреля 2017 г.

Анастасия Маракасова, Арюна Раднаева. «Значения феномена «онлайн» как линия различия поколений: повседневность и постсовременность» / II Международная конференция «Интернет по ту сторону цифр». МВШСЭН, НИУ ВШЭ, ЕУ СПб, «Клуб любителей интернета и общества», г. Москва, 23-24 мая 2017 г.

Публикации:

Ирина Чудова, Анастасия Пироцкая. Концепция изучения поколений в Интернете: композиция теоретических идей. Гипотезы и иллюстрации // Современные исследовательские практики в социологии: сборник материалов конференции молодых ученых (Москва, 19–20 апреля 2017 г.) / Под общ. ред. В. В. Семеновой; ФНИСЦ РАН. – Москва : ФНИСЦ РАН, 2017. С. 9-20.

Анастасия Маракасова, Арюна Раднаева. Значения феномена «онлайн» для «цифровых аборигенов» и «цифровых мигрантов»: повседневность и постсовременность // Современные исследовательские практики в социологии: сборник материалов конференции молодых ученых (Москва, 19–20 апреля 2017 г.) / Под общ. ред. В. В. Семеновой; ФНИСЦ РАН. – Москва : ФНИСЦ РАН, 2017. С. 21-31.

Ирина Чудова, Анастасия Пироцкая. Изучение социальных сетей в перспективе поколений // ИНТЕР. 2017. Том 1. № 14. С. 62-71.

Чудова И. А., Чернышова Е. А., Пироцкая А. В. Онлайн-интервью в изучении онлайн-общения: методическая рефлексия // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2017. № 44.С. 73-110.