«Личная, частная, приватная – что значит для россиян собственность, которой они владеют?»

В журнале ЭКО, № 11’2023, опубликована статья Татьяны Черкашиной с результатами научного проекта «Нефинансовое богатство россиян: "биография" собственности и собственников», поддержанного Российским научным фондом (РНФ).

Черкашина Т.Ю. Личная, частная, приватная – что значит для россиян собственность, которой они владеют? // ЭКО. 2023. № 11. С. 110-130. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2023-11-110–130.

Аннотация. В статье с использованием нормативных документов описаны институциональные условия формирования и увеличения личной и частной собственности населения СССР и Российской Федерации, в которой базовый объект владения – жилье; на примере посланий Президента РФ Федеральному Собранию определены характеристики публичного государственного дискурса в отношении такой собственности, а на данных социологических опросов и обследований домохозяйств показано, как относятся к ней сами россияне. Политика государства смещается от стимулирования приобретения гражданами собственности, прежде всего жилой недвижимости, и выведения её в зону формальных (регистрируемых) прав к использованию ее в контролирующих функциях. В публичном дискурсе с начала 2000-х годов акценты сместились от защиты прав собственности граждан к финансовым инструментам, связанным с нею (жилищной ипотеке, налогообложению), собственность начинает ассоциироваться с приватной, семейной сферой. Отношение населения к собственности в целом согласуется с этим дискурсом: доминирующий объект собственности большинства россиян – занимаемое жилье; проблематизируется, скорее, его покупка, но не обладание им.

В хронологии тридцатилетней политике российского государства по предоставлению возможностей для прироста собственности российских домохозяйств оформились три периода: первый, 1990-ые гг. – создание массовой частной собственности и класса собственников через интенсивную приватизацию общественного жилого фонда и земель сельскохозяйственного назначения; второй, первое десятилетие 2000-х гг. – смена исчерпавшего себя приватизационного механизма обретения собственности кредитным. Развитие ипотечного кредитования считают одним из успешных результатов приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России»; третий, с конца первого десятилетия 2000-х до начала 2020-х гг. – более активное государственное стимулирование приобретения собственности и регулирование налогооблагаемой имущественной базы: программа материнского (семейного) капитала; «дачная амнистия»; расчет транспортного налога в привязке к мощности двигателя, стоимости и года выпуска автомобилей и других транспортных средств; программы льготного автокредитования; расчет налогов на недвижимость по кадастровой стоимости объектов; программы «Дальневосточный гектар» и «Дальневосточная ипотека»; расширение программ льготного ипотечного кредитования в 2020 г.; «гаражная амнистия».

Реализация государственной политики в отношении собственности граждан подразумевает конструирование и распространение норм не только «проектными» (в виде государственных программ и проектов), но и дискурсивными средствами (политическими заявлениями, манифестами, посланиями и т.п.). Один из возможных вариантов идентификации публичного государственного дискурса – анализ Посланий Президента РФ Федеральному Собранию. В 2000–2023 гг. президент сделал двадцать одно Послание. Тема частной собственности в них представлена разными тематическим категориями (сюжетами). Наиболее упоминаемая – право частной собственности как объект защиты, незыблемость прав собственности, в том числе граждан. В целом в публичном политическом дискурсе, представленном Посланиями Президента РФ Федеральному Собранию, с 2000 до 2023 гг. интенсивность темы собственности граждан снижается, сжимается до жилья, причем о жилье говорится как объекте покупки или строительства, но не владения, пользования, распоряжения. Акценты смещаются от защиты и незыблемости прав собственности к финансовым инструментам, связанным с нею, и если сначала жилищная ипотека, то затем и налогообложение имущества наделяются смыслом заботы о (многодетной) семье – дискурсивно собственность граждан всё больше ассоциируется с приватной, семейной сферой.

Данные социологических опросов и обследований домохозяйств согласуются с публичным политическим дискурсом собственности, прежде всего жилья, которое воспринимается преимущественно как семейный актив, проблематизируется, скорее, покупка жилья, но не обладание им; инвестиционное и рентное использование жилья распространено незначительно. Для большинства россиян собственность не столько экономический актив, сколько нечто личное, приватное; при низких доходах населения и, как следствие, малочисленности носителей инвестиционных и рентных стратегий в отношении жилья, не обостряется существенно дилемма противоположных интересов «включенных в рынок» и «исключенных из него», когда первые заинтересованы в росте цен на жилье, вторые – в его дешевизне. Но как бы россияне ни стремились сохранить приватный статус своей собственности, скорее всего, мы наблюдаем начало следующего, уже четвертого периода государственного регулирования этой сферы социально-экономических отношений – собственность становится средством и объектом контроля. В таком ключе ранее рассматривалось имущество политиков, чиновников, руководителей государственных предприятий, но сейчас, во-первых, «имущественной проверке» подвергаются все претенденты на социальную поддержку государства; во-вторых, по нормативному акту, известному как закон «об электронных повестках» (2023 г.), при нарушении правил воинского учета предусмотрено наказание в виде ограничения прав собственности (в пользовании и распоряжении имуществом).


Статья отражает первые результаты научного проекта «Нефинансовое богатство россиян: "биография" собственности и собственников», № 23-28-01171, Грант Российского научного фонда (РНФ), рук. Богомолова Т.Ю., исполнители: Черкашина Т.Ю., Мошкова К.А., Ненашева А.Ю.