Студентка ГИ НГУ рассказала, как сохранить этническую идентичность малых народов Алтая

В процессе написания этнографического исследования «Мастера традиционных инструментов современного Алтая» студентка Гуманитарного института Новосибирского государственного университета Екатерина Топоркова часто приезжала в Горный Алтай на концерты и фестивали народного творчества, где познакомилась с музыкантами и мастерами, которые изготавливают традиционные музыкальные инструменты, и спросила их о тонкостях древнего ремесла. В частности, исследовательница интересовалась историей топшуура – древнего именного музыкального инструмента алтайцев.

Топшуур – это как визитная карточка, главный инструмент алтайцев. Но кроме него есть духовой шоор и смычковый икили. Их аналоги есть у разных народов: в Туве это эгил, у монголов – моринхур. Но в настоящее время на икили мало кто играет. В основном современные музыканты, которые обращаются к традициям, используют топшуур, шоор и комус, — пояснила Екатерина.

Как заметила девушка, вследствие процессов глобализации и активной интеграции коренного населения Алтая с русским сообществом изменился культурный контекст, и ранее сакральный инструмент, который был доступен ограниченному кругу людей с соответствующими функциями и обязанностями (шаманам, кайчи – сказителям героического эпоса), стал частью массовой музыкальной культуры. Это сказалось и на традиции изготовления топшуура, из-за чего проблема сохранения древней культуры алтайцев обострилась.

Не все молодые мастера соблюдают традиции. Да, они приезжают жить к более опытным мастерам, чтобы обучиться ремеслу. Приезжают примерно на месяц, ведь изготовление топшуура занимает много времени: заготовка должна просохнуть и пройти несколько этапов обработки. Но не все выдерживают этот срок. Кто-то делает быстро. И это плохо, потому что страдает качество. Кроме того, сейчас есть музыкальные школы, в том числе и на Алтае, где заготавливают топшууры партиями, — объяснила Екатерина Торопкова.

Студентка подчеркивает, что изменения носят не только отрицательный, но и положительный характер: благодаря популяризации ранее неизвестных древний алтайских инструментов все больше людей может прикоснуться к культуре этого региона и его коренных народов, что помогает ей жить дальше. Сохранить культурный баланс между локальной традицией со строгими догмами и глобальным контекстом девушка предлагает через просветительскую работу с населением.   

Например, если турист захочет купить топшуур, было бы неплохо, чтобы мастер рассказал историю и традицию изготовления этого инструмента. Чтобы знание все-таки передавалось, несмотря на то, что, может быть, традиция не будет соблюдаться. Также, было бы хорошо, если музыканты на концертах рассказывали о традициях изготовления своих инструментов и о традициях музыки в целом. Ведь многие туристы не знают всей глубины алтайской культуры, и никто им об этом не рассказывает, — порассуждала девушка.

Объявление 2022 года Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, по мнению Екатерины, оказало положительный эффект на сохранение традиций малочисленных коренных народов Сибири. Да и сама исследовательница активно продвигает культуру малых народов в массы: исполняет песни под звук бубна (например, святочную песню «Пущу я кубел»), посещает музыкальные фестивали, где исполняются народные песни на древних инструментах, размещает в социальных сетях фотографии с традиционными нарядами и украшениями.

Я считаю, что наша традиция очень красивая, и красота ее и сила – в уникальности, — добавила студентка.
Материал подготовил: Владислав Мусорин, 1 курс магистратуры ГИ НГУ