Ученые НГУ проверили устойчивость опор контактной сети железнодорожных путей по заказу Западно-Сибирского филиала ОАО «РЖД»

В рамках соглашения Новосибирского государственного университета с Западно-Сибирским филиалом ОАО «РЖД» кандидат технических наук, старший научный сотрудник Геолого-геофизического факультета НГУ Константин Федин вместе со студентами и аспирантами провел обследование 62 опорных конструкций линейной контактной сети с помощью инновационной экспресс-методики неразрушающего контроля. Всего за несколько часов ученым удалось собрать и обработать данные с высокой достоверностью в полевых условиях. Успешное апробирование технологии позволит уже в начале осени заключить договор, подготовленный Центром трансфера технологий и коммерциализации, между НГУ и всей сетью РЖД на обследование зданий и сооружений компании по всей стране.

Экспресс-метод неразрушающего контроля на основе акустических волн позволяет в течение 10-30 минут на одном объекте – опоре контактной сети железнодорожного пути – определить сразу несколько параметров: длину опоры, коэффициент Пуассона, который нужен для идентификации наличия или отсутствия обводненности опоры, жесткость закрепления по горизонтали и по вертикали. Соответственно, нашей команде потребовалось выезжать в поля на несколько часов в течение пары дней, чтобы собрать полную картину состояния опор и предложить мероприятия по обеспечению их безопасной эксплуатации. Для сравнения: по прежней технологии один только объект специалисты РЖД могли обследовать до 6 дней! В дальнейшем при использовании этой технологии по лицензии инженеры РЖД смогут оперативно собирать данные о техническом состоянии сети, в том числе удаленно. И все это – без нарушения целостности сооружений, — рассказал ученый.

Впервые с запатентованным НГУ экспресс-методом неразрушающего контроля металлов с помощью акустических волн представители ОАО «РЖД» познакомились 16 декабря прошлого года на заседании некоммерческого партнерства «Деловой клуб руководителей «Содружество – Эффективность – Развитие» (СЭР) в НГУ. Один из авторов разработки и патента Константин Федин презентовал проект индустриальным партнерам университета, и руководитель Центра инновационного развития Западно-Сибирского филиала ОАО «РЖД» Игорь Симочкин, присутствовавший на встрече, обменялся с ученым контактами для дальнейшего сотрудничества. 

Уже весной 2022 года по приглашению Симочкина директор ЦТТК НГУ Александр Квашнин выступил перед главными инженерами всех филиалов РЖД, где самый главный инженер отметил технологию как интересную и предложил ученым провести полевые испытания, по итогам которых организация примет решение, будет ли технология применяться в дальнейшем. Стороны подписали дорожную карту, согласовали методику проведения испытаний, после чего ученые и сотрудники Новосибирского госуниверситета приступили к работе над проектом.

Поле 001.jpg
Поле 003.jpg

Как отмечает Александр Квашнин, работа ученых и студентов в полевых условиях профинансирована из средств федеральной программы «Приоритет 2030». Причем, в отличие от стандартных способов формирования бюджетов подобных проектов, ЦТТК НГУ решил применить модель использования средств как инвестиционных, чтобы в будущем дополнительное финансирование в технологию принесло целый портфель проектов, вовлечение индустриальных партнеров, привлечение студентов, создание новых образовательных программ.

В дальнейшем мы готовы предложить РЖД, и я говорил об этом на весенней встрече с инженерами, еще одну инновацию наших ученых – дешевый, основанный на российских композициях и оборудовании способ борьбы с пылеобразованием. Применение метода позволит поддерживать водопроницаемость балласта и обеспечит безопасную эксплуатацию путей, — добавил Александр Квашнин.