Выпускники НГУ охарактеризовали процесс «программирования» тревожности в терминах теории игр

О возможности  «программирования» нарушений здоровья у перенесших в детском возрасте стресс людей стало известно еще в середине ХХ века, когда европейские ученые анализировали состояние детей, испытавших на себе тяготы и лишения второй мировой войны. Однако предлагаемая зарубежными исследователями гипотеза «прогнозирования негатива» никак не объясняла причины появления у переживших блокаду Ленинграда или голод в Голландии 1944-45 детей изменений поведения, неадаптивных для социальных взаимодействий. Нейробиолог, доцент кафедры физиологии Факультета естественных наук Новосибирского государственного университета Петр Меньшанов и выпускники НГУ объяснили в терминах теории игр причины возникновения и эволюционного закрепления на генетическом уровне у людей такой неадаптивной для современного общества черты как повышенная тревожность и отразили результаты в виде научного мема с главным животным Новосибирска – лисой, охотящейся на крыс. Исследование опубликовано в профильном международном журнале «Evolutionary Biology» издательства Springer Nature.

Оказалось, что для «программирования» тревожностной личности достаточно подвергнуть молодняк подопытных зверей лишь единичному воздействию умеренного, несильного стресса. При этом «программирование» нарушений поведения происходило однотипно после действия различных по своей природе факторов – и после нехватки кислорода, и после гормонов стресса (глюкокортикоидов). Как считают ученые, единственным фактором, гарантирующим закрепление в ходе эволюции «программирования» подобной высокой тревожности у животных, могли стать лишь постоянно охотящиеся за ними хищники. В свою очередь, программирование голодом – лишь побочное действие давления хищников на ограниченных в ресурсах животных.

Для человека обнаруженный эффект программирования тревожности детскими стрессами также актуален. Хотя современные люди в ходе эволюции сами стали сверххищниками два миллиона лет назад, до этого времени предки Homo sapiens были обычным кормом для крупных кошачьих в африканской саванне и лесах. И длительная история отбора наших предков под давлением различных хищников (например, в эпоху динозавров наши далекие предки были загнаны тираннозаврами и рапторами в норы, в которых ютились без света и еды, чтобы не быть съеденными в своем Парке юрского периода) могла стать тем фактором, который привел к появлению у людей в глубине генома неадаптивной для современного общества, но адаптивной в доисторические времена реакции «программирования» высокой тревожности на ранние раздражители, — рассказал Петр Меньшанов.

Опираясь на собственные данные и результаты других исследований, ученые из НГУ объяснили высокую чувствительность зверей к действию раннего стресса, используя главный инструмент теории игр – графическую матрицу результатов, которая стала своеобразным научным мемом с лисой. В нем как раз и отражена та самая зависимость между тревожностью и наличием хищников.

1024_768_white_62c3bebb6832f.png

Эти фундаментальные результаты подтверждают важность для ученых самых разных специальностей умения применять математику. Благодаря знанию теории игр выпускники университета могут находить скрытые в природе закономерности даже для таких сложных систем, как биологические и социальные. А с этого года мы откроем «Цифровые кафедры», где все наши студенты смогут изучать основы программирования на популярных в наше время языках Python и С++. Умея применять эти знания, любой выпускник НГУ будет всегда востребован на современном рынке труда, — прокомментировал ректор НГУ Михаил Федорук.

Кстати, изучать математику и основы программирования можно на Механико-математическом факультете, Факультете информационных технологий и программе «Deep Robotics». А для тех, кто хочет углубиться в науку, действует Международный научно-образовательный математический центр, который в том числе организует Большую математическую мастерскую – мероприятие, где командам студентов, школьников и педагогов предлагается в рамках своего проекта попробовать решить или существенно продвинуться в решении интересной исследовательской задачи от научных организаций, предприятий и бизнеса.