Что из себя представляет новая модель обучения в аспирантуре в НГУ?

Поступившие в Новосибирский государственный университет аспиранты с этого учебного года будут строить обучение по новой модели. Это означает, что основной целью обучения является подготовка кандидатской диссертации к защите. В соответствии с этим изменением и исследовательская, и образовательная траектории учащихся выстраиваются по-новому, и аспирантура позволяет методично, плавно и равномерно заниматься подготовкой диссертации.

Изменения в научной траектории

Поскольку основная цель — это подготовка к защите кандидатской диссертации, усиливается научная компонента аспирантуры. Это означает, что гораздо больше времени в трехлетней программе обучения выделяется на самостоятельную научную работу студента, взаимодействие с научным руководителем и соблюдение других обязательных условий (участие в конференциях, публикация научных статей и т.д.).

Еще больший вес приобретает работа с научным руководителем. При составлении индивидуального плана аспирантуры учащийся должен согласовать дисциплины и сроки их освоения с научным руководителем, чтобы не упустить важные предметы, а также согласовать выбор диссертационного совета (НГУ или ВАК) для защиты, чтобы в конце трехлетнего обучения быть готовым к защите диссертации.

Если аспирант выбирает защиту в диссертационном совете ВАК, ему необходимо внести в учебный план подготовку к кандидатским экзаменам. Защите в диссертационном совете НГУ не требует сдачи таких экзаменов и в целом по процедуре значительно проще и быстрее с бюрократической точки зрения.
Важно! Индивидуальный план научной деятельности должен быть сформирован в Личном кабинете до 20 сентября.

В случае, если аспирант успешно представляет текст диссертации и проходит итоговую аттестацию, но еще не полностью готов к защите (например, необходимо опубликовать статью), университет может предоставить ему дополнительный год сопровождения. На протяжении этого года учащийся дорабатывает диссертацию, публикует недостающие статьи и т.д. При этом за ним сохраняется доступ к университетской библиотеке, общежитию и другим необходимым ресурсам и университетской инфраструктуре.

Изменения в образовательной компоненте

Самая главная трансформация образовательной части аспирантуры состоит в разделении предметов и курсов на ядро, элективы и факультативы, сокращении учебной нагрузки, а также в формировании индивидуальной образовательной траектории на весь период обучения. Учиться можно 3 или 4 года. При этом аспирант должен согласовать выбранные предметы с научным руководителем, чтобы не упустить важные дисциплины.

Ядро — это две обязательные дисциплины для аспирантов всех факультетов и институтов. К ядру аспирантуры относятся основы научного исследования и академический английский язык. Их можно пройти в 1-2 и 1-4 семестры соответственно. Для прохождения предмета «Академический английский» аспиранту необходимо предварительно пройти тестирование в Личном кабинете, чтобы в дальнейшем либо пройти дополнительное обучение перед освоением дисциплины «ядра», либо попасть в группу аспирантов с соответствующим уровнем языка.

Элективы — это две учебных дисциплины и одна практика, которые аспирант самостоятельно выбирает в Личном кабинете из предложенного списка. Указанное количество дисциплин — это минимум, т.е. аспирант может добавить в учебный план, например, четыре дисциплины и две практики. Элективы можно освоить в 1-6 семестрах, но отдел аспирантуры рекомендует поставить предметы в 1-4 семестры, чтобы один учебный год полностью выделить на научную работу.

Факультативы — это дисциплины, которые студент аспирантуры может проходить по своему усмотрению вместе со студентами бакалавриата или магистратуры. При этом необходимо соблюсти два условия: договориться о доступе к курсу с соответствующим факультетом / институтом и согласовать дисциплины с научным руководителем.

Важно! Индивидуальный учебный план должен быть сформирован в Личном кабинете до 23:59 14 сентября. Далее в первые две недели каждого семестра (кроме первого) аспирант может вносить изменения в учебный план.

Изменения в промежуточной и итоговой аттестации

С этого учебного года промежуточная аттестация аспирантов проводится в трех временных точках:

  • отчет по индивидуальному плану работы каждый семестр, прикрепляемый в Личном кабинете (20 января — за 1 семестра, 20 июня — за 2 семестр);
  • промежуточная аттестация в конце каждого учебного года, которая представляет собой выступление на кафедре или перед специально собранной комиссией с внешними экспертами для оценки степени готовности диссертации и целесообразности продолжения обучения в аспирантуре;
  • нововведение — точка контроля в середине обучения для оценки проделанной научной работы и принятия решения о продолжении обучения в аспирантуре. Точные сроки устанавливаются факультетами и институтами самостоятельно.

Итоговая аттестация также упрощается. Для итогового выступления перед кафедрой или комиссией факультета/института необходимо полное выполнение и учебного плана, и плана научной деятельности, и текст диссертации, соответствующий требованиям. Соблюдение всех условий как раз обеспечивается за счет раннего планирования образовательной и исследовательской траекторий и регулярной промежуточной аттестации. Результаты работы аспиранта заслушиваются на заседании совета, после чего кафедра выносит решение и готовит заключение.

Получить степень кандидата наук можно и раньше, защитив диссертацию до окончания учебы в аспирантуре. В этом смысле аспирантура — это возможность выполнять работу над диссертацией постепенно с поддержкой научного руководителя, кафедры и отдела аспирантуры на протяжении трех или четырех лет обучения (в зависимости от программы).

Ранее мы поделились историями пяти аспирантов, успешно защитивших кандидатские диссертации.