На «Гуманитарной среде» обсудили образ свиньи в литературе от Гомера до Гоголя и Голдинга

Идея провести именно такую лекцию возникла в связи с тем, что по китайскому календарю 2019 год — год свиньи. Послушать лекцию старшего преподавателя кафедры источниковедения литературы и древних языков Гуманитарного института Людмилы Будневой пришли порядка 40 человек.

Захотелось показать слушателям, что образ этого животного по-разному воспринимался разными культурами. Я с большой симпатией отношусь к свиньям в разных их проявлениях. И поэтому мне стало интересно посмотреть, как переосмысляется образ свиньи в культуре, — говорит Людмила Буднева.

С одной стороны, в древности свинья воспринималась как символ плодородия, богатства и успешности. И это было характерно не только для европейских культур, но и для азиатских. В скандинавской мифологии была свинья, которой угощали павших солдат, и она каждый день возрождалась — как некий символ вечного изобилия. С другой стороны, в древности был образ кабана или вепря, который являлся воплощением мужества, силы и агрессии. Поэтому некоторые боги перевоплощалась в образ животного, а для некоторых свиньи становились своеобразным испытанием. Так, в одном из мифов о Геракле упоминается об Эриманфском вепре, а в сказании об Одиссее говорится, что вепрь ранил героя. Подобный неожиданный сюжет встречается и в русской литературе: в романе «Герой нашего времени», когда говорится о храбрости Печорина, отмечается, что тот мог бы пойти в одиночку на кабана. А в античных баснях Эзопа о свинье и собаке первая становится символом мудрости в противоположность собаке.

С приходом христианства образ свиньи переосмыслялся, и она стала своеобразным воплощением всего грязного, порочного и неумеренного. Так, в произведениях русских писателей свинья играет отрицательную роль. У Фонвизина в «Недоросле», у Гоголя в «Ревизоре», у Чехова в «Крыжовнике» главный герой практически превращается в свинью, то есть лишается всего человеческого.

В конце лекции обсудили два популярных западноевропейских произведения: «Скотный двор» Джорджа Оруэлла и «Повелитель мух» Уильяма Голдинга. В первом свиньи становятся руководителями скотской республики, отмечаются их организаторские способности и ум, однако нужно понимать, что это сатирическая повесть-притча. В романе же Голдинга все более мифологично, основная мысль заключается в том, что дьявол живет в каждом из нас.

Кроме того, в университете накануне Нового года был снят ролик о приключениях мини-пига в НГУ. Кстати, он сдавал зачет Людмиле Будневой.

Следующая встреча в рамках проекта «Гуманитарная среда» состоится 3 апреля. Дмитрий Борисов расскажет о Японии и Китае глазами иностранца.   

lN05vf0pESY.jpg

Фото: Фотоклуб НГУ