В НГУ стартует магистерская программа по поведенческой экономике

В прошлом 2018 году Экономический и Механико-математический факультеты НГУ объединили усилия и создали междисциплинарную магистерскую программу «Поведенческая экономика: социально-психологические детерминанты принятия решений и математическое моделирование».

Несмотря на то, что бихевиоризм как таковой присутствует в науке экономике с незапамятных времен, поведенческая экономика как научное направление находится в стадии становления. Она пробивает себе дорогу в условиях, когда доминирует неоклассическая концепция экономики, в центре которой находится человек экономический (homo economicus), который всегда поступает рационально, максимизируя собственную выгоду, а в отношении рынков предполагается, что они само регулируются и стремятся к равновесному состоянию.

Но в реальной жизни все не совсем так: человек разумный (homo sapiens) всегда подвержен эмоциям и очень часто принимает ошибочные, нерациональные решения, а рынки – несовершенны. Подавляющее большинство моделей поведения агентов и картин устройства рынка базируется на этих классических постулатах. Именно это лежит в основе классического экономического образования. Но прогнозы, построенные на таких посылках, все чаще не оправдываются. Идет один экономический крах за другим, не предсказанные именитыми классическими экономистами.

Магистерская программа дает возможность изучать дисциплины, составляющие передний край социально-экономических наук и прикладной математики. Обучение предусматривает прохождение практики и выполнение магистерских проектов под совместным руководством преподавателей НГУ и специалистов из организаций-партнеров магистерской программы. По завершении обучения студенты защищают выпускную итоговую работу — самостоятельное научное или научно-прикладное исследование поведения экономических агентов в разных сферах общества.

Существующие в мире магистерские программы по поведенческой экономике в основном сконцентрированы на скрещивании психологии и экономики. Мы же делаем акцент на математическом моделировании поведения экономических агентов, опирающемся на изучение принятия решений с ограниченной рациональностью, с учетом эмоциональных, психосоциальных факторов. Синергетический эффект взаимодействия двух факультетов может проявиться в развитии таких направлений в НГУ, как индустриальная математика, финансовая математика, усиливающих класс анализа соответствующих рынков, — рассказала руководитель программы Татьяна Богомолова. — Список университетов США и Европы, которые предлагают магистерские программы по поведенческой экономике, занимает десятки страниц. И проведение исследований в области поведенческой экономики, введение соответствующих курсов в учебный план становится показателем современности университетов, меткой информированности о фронтире в экономической науке. В России все только начинается. Мы работаем над выстраиванием партнерских отношений с теми немногочисленными вузами, которые, как и мы, развивают это направление подготовки в России и с зарубежными университетами.

По окончании обучения выпускники получат теоретические знания и практические навыки в области экономики, финансов, аналитики, маркетинга, психологии и анализа данных и смогут работать в компаниях финансового и страхового сектора, маркетинге, консалтинге, науке и образовании, секторе государственных услуг и государственного управления. Кроме того, в будущем году планируется работа над созданием исследовательского подразделения ЭФ по поведенческой и экспериментальной экономике.

По крайней мере, начнем вкладываться в инфраструктуру для проведения лабораторных экономических экспериментов в университете, тем более что у части ребят из нашего первого набора магистерские исследовательские проекты подразумевают проведение таких экспериментов, — отмечает декан Экономического факультета Татьяна Богомолова. Выпускники этой программы могут работать исследователями поведения экономических агентов и стать создателями его моделей, без иллюзий относительно природы человека и его действий, преподавателями новой дисциплины, специалистами в области стратегии, маркетинга, развития бизнеса, PR, брендинга, коммуникации, получив сплав междисциплинарных знаний, они смогут выступать «архитекторами решений» других, где бы они ни работали, будут открыты поиску собственных инновационных решений во всех сферах жизни. Они смогут работать в компаниях, где ценятся аналитические навыки, применимые для принятия экономических решений: в финансовом и страховом секторе, консалтинге, секторе государственных услуг и госуправлении, маркетинговых компаниях.

Поступление на магистерскую программу «Поведенческая экономика: социально-психологические детерминанты принятия решений и математическое моделирование» предусматривает обязательный вступительный экзамен по экономике или высшей математике и английскому языку. Язык обучения русский и английский. Срок обучения — 2 года.